Многогранная Гликерия Богданова-Чеснокова: нелегкая жизнь звезды оперетты и королевы эпизодов

«Пеликан, Пеликан!», «Такое упражнение: туда-сюда, туда-сюда, – называется стрельба глазами. И как только подойдет к тебе какой-нибудь мизинец…» Она могла рассмешить одним взглядом, одним жестом…

Гликерии Богдановой-Чесноковой были подвластны любые жанры актёрского мастерства: искусство слова, танца и, конечно, вокала. Звезда петербургской оперетты и королева эпизодов в кино.

Своим задором, темпераментом и чувством юмора Гликерия Васильевна покоряла зрителя с первых секунд своего появления в кадре. «Питерская Раневская», как ее называли. И действительно, эти две актрисы образно пересекались.

Гликерия Богданова-Чеснокова, коллаж

Молодой Утёсов называл Гликерию Богданову-Чеснокову своей музой, а Аркадий Райкин даже копировал ее мимику.

Безоговорочно преданная своей профессии, актриса до последних своих дней выходила на сцену для своих любимых зрителей, задорно отплясывала на бис, забывая о боли и недомогании.

В жизни ей пришлось пережить немало потерь и испытаний. Как складывалась судьба великой актрисы – читайте далее.

Будущая актриса Гликерия Богданова родилась 13 мая 1904 года в Санкт-Петербурге, куда ее дедушка и бабушка по материнской линии переехали когда-то из Сибири.

Лика, так звали девочку дома, была очень похожа на бабушку как внешностью, так и крепким сибирским характером. Рослая, энергичная, смелая, громкая, такая же певунья, с таким же видным «носиком».

Гликерия Васильевна с юмором относилась к своей необычной внешности и легко могла поддержать любую шутку на эту тему. Например, с коллегами по актерскому цеху у нее запросто мог состояться такой диалог:

— Лика, ну появись хотя бы в эпизоде! Потряси носом!
— Опять этот нос!

Гликерия Богданова-Чеснокова в молодости. Фото: muzcomedy.ru

О родителях Гликерии Васильевны практически ничего не известно. Мама была талантливой портнихой. Сама влюбленная в театр, она часто водила маленькую Лику в Александринку и в Мариинку.

А девочка обладала прекрасным слухом и феноменальной памятью. Могла изобразить любого персонажа, которого видела на сцене, либо спародировать знакомого, повторить мелодию и станцевать под нее. Так что выбор будущей профессии был очевиден.

Юность Гликерии пришлась на тяжелые для страны годы. Во время Первой мировой она ухаживала за ранеными в лазарете, выступала перед ними.

Читайте также  «Просто был прописан другой сценарий» - Борис Корчевников и Анна-Сесиль Свердлова

После революции, которую будущая актриса восторженно приняла, Гликерия устроилась машинисткой в Петрокоммуну под непосредственное начальство первого комиссара продовольствия Алексея Бадаева.

Страстный театрал, он организовал кружок творческой самодеятельности, где талант Гликерии начал расцветать. Бадаев дал ей отличную рекомендацию, чтобы девушка продолжила учиться актерскому мастерству.

Николай Черкасов в фильмах «Александр Невский» (1938) и «Дон Кихот» (1957)

Лика Богданова отправилась в Школу русской драмы и в 1922 году успешно ее окончила. На курсе она училась с Николаем Черкасовым, будущим князем Невским и Дон Кихотом советского кинематографа. Говорят, что у молодых людей был бурный роман, едва не закончившийся свадьбой.

Молодая актриса была приняла в Александровский театр, при котором и существовала Школа, и даже получила первую небольшую роль, но профессиональное везение быстро закончилось.

Актриса прозябала без ролей, когда в театре появился зрелый актер Дмитрий Васильчиков (впоследствии он возглавил Харьковский театр музкомедии).

Васильчиков убедил Богданову отправиться с ним дуэтом на гастроли: так актриса получит доступ на сцену и приобретет необходимый опыт.

Гликерия согласилась. Вместе они проехали Кисловодск, Пятигорск, Одессу, Крым… Где-то на юге, в одном из городов они обвенчались.

Гликерия Богданова-Чеснокова и Дмитрий Васильчиков. Фото: kino-teatr.ru

Васильчиков многому научил Гликерию, и самым ценным было искусство импровизации. Но это была суровая школа: Дмитрий постоянно отходил от сценария выступления, ставя Гликерию в глупое положение прямо на сцене: «Хочешь со мной работать – учись».

Она краснела и бледнела, но постепенно наращивала мастерство. И вскоре уже сама могла поставить мужа в тупик. Только оказалось, что в свою сторону Васильчиков подобного поведения не терпел.

Несмотря на рождение дочери Лиды в семье не было счастья и покоя. Супруги боролись за роль лидера в семье и бесконечно выясняли, кто из них более профессионально состоятелен.

Когда в 1928 году Дмитрию предложили возглавить новый театр в Харькове, Гликерия не поехала с ним. И это решение стоило ей немало горя. Васильчиков отказался отдавать дочь, полностью вычеркнув Гликерию из жизни девочки. В Ленинград актриса вернулась одна.

Читайте также  Потерянный мальчик: как живет Джон Коннор из «Терминатора». Печальная судьба Эдварда Ферлонга
Гликерия Богданова-Чеснокова и Семен Чесноков. Фото: kino-teatr.ru, muzcomedy.ru

Она работала в мюзик-холле под руководством Леонида Утёсова, в Театре эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Начала сниматься в кино в массовых сценах.

Вторым мужем актрисы стал ее партнер по сцене — комедийный актер Семён Иванович Чесноков. Это было союз единомышленников, людей, смотрящих в одну сторону. В 1940 году родилась их дочка Оля, но счастью помешала война.

С первых дней войны супруги поступили в ансамбль оперетты под руководством Валерии Бронской. Давали концерты для защитников города: на фронтах, в госпиталях, на заводах, всего около 3000 выступлений.

Дома оставалась мама актрисы с маленькой внучкой. Их забрала война. Оленька не пережила голода, а мама погибла при бомбежке.

1 — Комические сценки для поднятия боевого духа солдат; 2 — Гликерия Гликерия Богданова-Чеснокова с наградами. Фото: pic-words.com

У Гликерии Богдановой-Чесноковой были военные награды. Как за фронтовые концерты, так и за спасение людей. Возвращаясь с концерта, они попали под обстрел, перебираясь через Ладогу.

Водитель был тяжело ранен, тогда Гликерия, не умея водить, села за руль и всех вывезла. В 1945 году сразу после Победы не стало Семёна Чеснокова: «Блокада его догнала». С тех пор единственное, что держало актрису на этой земле, это её работа.

Она была принята в Ленинградский театр музкомедии. Блистательно играла в десятках оперетт : «Свадьба в Малиновке», «Вольный ветер», «Белая акация», «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Мистер Икс» и многие другие. Для Гликерии Васильевны писали Милютин, Дунаевский, Птичкин.

В 1954 году она сыграла свою первую значимую роль в кино – предприимчивой мамы Олечки в комедии «Укротительница тигров». Именно ее героиня произносит фразу: «Теперь я могу спокойно умepеть… Эскимо? Три порции, пожалуйста!».

1- с Ниной Ургант в «Укротительница тигров»(1954); 2 — с Григорием Яроном в «Мистере Икс» (1958)

А когда на экраны вышел фильм «Мистер Икс», Гликерия Васильевна стала настоящей звездой. На одноименный спектакль в «Музкомедию» попасть было невозможно.

Но в кино она смогла продемонстрировать лишь небольшую часть своего таланта. «Мистер Икс» стал единственным музыкальным фильмом в ее карьере, а записей с её вокалом сохранилось не так много. Ведь кинорежиссеры видели в ней острохарактерную актрису и мастера комического эпизода.

Читайте также  61- летняя супруга знаменитого дирижёра впервые поделилась сокровенным, рассказав о своём онкологическом недуге

Всенародно любимыми стали ее героини в фильмах «12 стульев», «Крепостная актриса», «Зайчик» и др., многие их реплики разошлись на цитаты.

В «Летучей мыши» актриса уморительно сыграла жену прокурора, объясняющую дочери (Ольге Волковой), как правильно стрелять глазами. А в 1970 году актрисе было присвоено звание Народной артистки РСФСР.

Гликерия Богданова-Чеснокова и Ольга Волкова в фильме «Летучая мышь» (1978)

Она жила работой и отдавала всю себя зрителям, которые ее просто обожали. В личной жизни дружила с Елена Васмут, дочерью доктора, лечившего всю семью Богдановых во время Блокады.

Здоровье начало подводить Гликерию Васильевну, еще с войны у нее был больной желудок. И именно Елена взяла заботу об одинокой актрисе на себя. Она следила за ее питанием, хлопотала по хозяйству, планировала визиты к врачам.

А в середине 60-х в жизни Гликерии произошло, можно сказать, настоящее чудо. Объявился ее внук Юрий, сын Лидии.

Молодой человек случайно узнал, кто его настоящая бабушка. Написал ей письмо под видом поклонника, вложив в конверт свою фотографию с дедом Дмитрием Васильчиковым.

Гликерия Богданова-Чеснокова в фильме «12 стульев» (1971)

Внук и бабушка быстро нашли общий язык. Гликерия не чаяла в Юрии души, даря ему всю свою нерастраченную любовь. Он даже жил у бабушки в Ленинграде 4 года, а затем до конца жизни Гликерия Борисовна писала ему трогательные письма.

В 80-х здоровье актрисы сильно ухудшилось. Давление, боли в желудке и спине. Актриса буквально «лежала пластом» в своей гримерке перед каждым выступлением, но после третьего звонка выходила на сцену, где плясала, не чувствуя боли и усталости.

17 апреля 1983 года в возрасте 78 лет она ушла из жизни. Повзрослев, Юрий стал сценаристом. Он бережно хранит память о своей великой бабушке.

Напоследок фрагмент из фильма-концерта «Мы хотим танцевать». Ленинградский театр музыкальной комедии. 1973 г.

Помните ли вы Гликерию Васильевну Богданову-Чеснокову? Возможно, бывали на ее выступлениях в Ленинграде? Поддержите канал лайком, подпиской. Спасибо за внимание!

Источник

Оцените статью