Теперь можно только рассказывать или читать чьи-то воспоминания о том, как раньше снимали кино. Долго строили кадр, репетировали, продумывали детали с художником и оператором, мучились, настраивались.
В сериале Валерия Тодоровского про кино «Оттепель» есть момент, когда молодой режиссёр судорожно ищет красный чемоданчик, который крайне важен для картинки. Не нашли. Потом съёмку отменили.
И актёры серьезно подходили к работе. Сами можете привести примеры. И мы на канале писали, как мучился Тихонов, работая над образом Андрея Болконского, как Быстрицкая «входила» в «Тихий Дон». Да мало ли!
Сегодня вспомним Алексея Петренко (1938-2017), который снимался у выдающихся режиссёров и не просто примерял роль на себя, а вживался в неё.
Вот, например, «Агония» (1975-1981), фильм Элема Климова про закат правления Романовых и жизнь Распутина.
Это теперь каждый школьник может рассказать, кто такой Григорий Распутин. Сериал есть с Владимиром Машковым. Да и написано-перенаписано про него в деталях.
А тогда имя Распутина, как впрочем, и всей царской семьи Николая Второго, было в туманном запрещении. Мало знали, о чем-то догадывались.
Как Климов «пробивал» фильм и боролся за тему, история отдельная. Он менял и концепцию, и содержание, и даже название. Фильм снимали четыре года, его неоднократно пытались закрыть.
Это отдельно интересно. Сегодня только про исполнителя главной роли в фильме, в результате вошедшего в золотой фонд отечественного кино.
К 1980-м годам Алексей Петренко снимался мало. Зато в Ленинграде на него ходили смотреть в Театр имени Ленсовета. Особенно на его Свидригайлова в «Преступлении и наказании».
На роль Распутина Климову нужен был актёр харизматичный, несущий сумасшедшую энергию с экрана. Он пробовал достойных.
А как ещё сказать про Михаила Ульянова, Леонида Маркова, Евгения Евстигнеева или Анатолия Папанова? Но тут режиссёр увидел Петренко в роли Свидригайлова.
Алексей Петренко сразу загорелся темой, даже стал у себя вырабатывать магнетической взгляд Распутина. Артист на четыре года «погрузился» в Распутина, в его страсти, деяния и терзания.
Когда фильм закончили и показали первым, «своим» зрителям, то знакомый врач Климова спросил: «А актёр, так сыгравший Распутина, остался в живых?».
Это было бы, может, и смешно, если на съёмках фильма у 35-летнего Алексея Петренко не случился бы инфаркт. «Агонию» остановят на несколько месяцев, будут лечить актёра, который то и дело нарушал постельный режим.
Снимался больной. На съёмки финала – убийства Распутина – Петренко привезли из больницы под расписку.
Стоил ли того фильм? Особенно если учесть, что «Агония» пролежит на полке целых десять лет и мы увидим картину уже после разных перестроечных публикаций о царской жизни.
Но старт Петренко этот фильм дал. Потом будут знаменитые картины с его участием «Двадцать дней без войны», «Сказ про то, как царь Пётр своего арапа женил», «Ключ без права передачи», «Жестокий романс».
И Петренко мечтал, что Климов снимет его в роли Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите». Не сложилось.
Кстати, Юрий Кара звал Алексея Петренко в свою экранизацию булгаковского романа. Он отказался из солидарности с Климовым. Пилата сыграет Михаила Ульянов.
Подобная история с Алексеем Петренко произошла и на съёмках фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998). Помните страстного генерала Радлова, который после Масленица выходит из запоя, окунается в прорубь и его окатывают ледяной водой?
Петренко отказался от дублёров и сыграл сам. А зима была настоящая и дубль был не один. Как говорил потом Михалков, итальянская часть киногруппы была в ужасе и не верила своим глазам.
Можно ли так рисковать? Кстати, про второй инфаркт Петренко после этих съёмок и узнали не сразу. Артист скрывал болезнь.
Вот так работали. Ещё раз напишу – стоило оно того? Или для того, чтобы остаться во времени, по-другому нельзя? Жду вашего мнения на этот счет.