У него был крупный нос в пол-лица. Брови – изломаны. Глаза невероятно глубокие. Фрунзика Мкртчяна называли армянским Чаплиным.
Ему предлагали главные роли в фильмах, его любили миллионы зрителей. Когда на экраны вышел фильм «Мимино», актеру всюду не давали прохода.
Его постоянно останавливали, бежали за ним, чтобы поздороваться, пожать руку и повторяли фразы его персонажей.
Даже в Кремле, для получения Госпремии СССР, не попросили у него паспорт. “Мне не нужен паспорт. Мои документы — это нос и кепка” — шутил Мкртчян.
После отдыха в Сочи он приезжал домой, не потратив ни копейки. В каждой гостинице, в каждом кафе его принимали, как самого дорогого гостя и не брали ни рубля. Внешне он казался веселым шутником с заразительным смехом, неутомимым оптимистом.
Но за этой маской счастливого человека скрывалась огромная трагедия, которую Фрунзик пронес через всю свою жизнь. Его популярность была огромной, любовь зрителей — безмерной.
Но никто и не догадывался, что шутил Фрунзик, глотая слезы. У него было как бы две жизни – одна для зрителей – яркая и насыщенная, а другая для себя и близких людей – горестная и трагичная.
Горькое детство
Родители Фрунзика – люди с трудной судьбой и тяжелым детством. Во время геноцида армян они потеряли своих родителей. Каким-то чудом выжили и оказались в детском приюте.
Отец Фрунзика работал на текстильном заводе в Ленинакане, а мама – мыла посуду в заводской столовой.
В семье было четверо детей, денег на жизнь едва хватало – впрочем, в то время так жили все. Сына Мкртчян-отец назвал Фрунзе, в честь всем известного революционера.
Мальчик рос в бандитском квартале, видел пьющего отца, а потом и вовсе его потерял. Мушега Мкртчяна посадили на 10 лет за воровство. Из-за безденежья он попытался своровать отрез ткани, но попался на краже.
ем не менее, превратности судьбы еще совсем юного Фрунзика не надломили – напротив, он рос добрым, отзывчивым. В этом была заслуга матери. Фрунзик перенял от нее тонкое чувство юмора. Отсюда и вечная любовь к розыгрышам и подтруниванию над собой.
Не зря его в народе вскоре прозвали “Мгер”, что переводится как «солнечный». Яркий, веселый, он был источником хорошего настроения всюду где бы не появлялся.
Его шутки запоминали и передавали из уст в уста, а многие фразы стали крылатыми и широко используются по сей день
Сцена для мальчика с большим носом
Уже в 10 лет Фрунзик стоял на площадке второго этажа и играл представления для ребятишек. Параллельно занимался в местном драмкружке.
Его короткие спектакли и репризы собирали жителей всего поселка. Только отец все нос воротил – хотел, чтобы Фрунзик стал художником: «Что это за профессия такая – актер?» – недовольно сокрушался он.
Только когда сам увидел игру собственного сына, мнение тут же изменил: «Он зашел в комнату, Фрунзик уже спал. Снял ботинки и улегся на кровать. А утром подошел к сыну и сказал: «Молодец, ты очень хорошо вчера сыграл» – вспоминал брат Фрунзика
Вскоре после этого разговора отца арестовали и отправили в лагерь под Нижний Тагил – валить лес. О бешеной популярности сына он так и не узнал – скончался он 61-м году
В 15 лет Фрунзик бросил школу. Устроился на работу, помощником киномеханика – денег на жизнь катастрофически не хватало, а мать одна не справлялась. Первое появление Фрунзика в драмкружке выдалось, на первый взгляд, неудачным.
Не успел армянский юноша появиться на сцене, как весь зал залился хохотом – странный внешний вид и нос Фрунзика, который даже по армянским меркам, казался огромным, выглядели очень смешно.
Сначала юноша сильно расстроился, но потом подумал, что дар рассмешить одним своим внешним видом – имеет не каждый, и этим надо пользоваться.
Кстати, нос Фрунзика играл большую роль в жизни актера. Во-первых, он был был кладезем шуток, разлетавшихся по всему Союзу, ну а, во-вторых, роспись актера, чем-то напоминала собственный профиль с тем самым узнаваемым всеми носом.
“Успех преследовал Фрунзика с тех пор, как он переступил порог театра. На 2-м курсе его пригласили сыграть Эзопа в паре с педагогом. После выступления, учитель обнял молодого студента и сказал, что эта роль теперь принадлежит ему” — вспоминает брат Фрунзика.
В начале карьеры, Мкртчян сыграл небольшую роль в картине “В поисках адресата”. Всемирную известность армянину принесли роли в других фильмах — “Кавказская пленница”, “Айболит-66”, “Не горюй” и “Мимино”.
Фразы из этих шедевральных картин разбирали на цитаты, большинство из них придумал лично Мкртчян.
Любовь и карьера
Если карьера Фрунзика складывалась удачно, то вот с личной жизнью были серьезные проблемы – три брака и три женщины, которые оставили след в жизни актера.
Еще в студенческие годы, он женился на красавице Кнаре, которая не смогла пройти мимо задорного и веселого парня.
Их история продлилась недолго — горячий армянин полюбил другую. Его новая избранница, черноглазая Донара Пилосян приехала покорять Ереван и мечтала о карьере актрисы.
О том, кто такой Фрунзик Мкртчян она, конечно, знала, ей нравился актер заочно, но она даже не задумывалась о каких-то отношениях и знакомстве с ним.
К тому же между ними была разница в 11 лет. Но звезда советского кино думал несколько иначе. Он всеми силами пытался завоевать сердце девушки, и удача ему улыбнулась – Донара ответила “да”.
Удар судьбы
Первые годы жизни семья Мкртчян провела счастливо – у них почти сразу появились дети – дочь Нунэ и сын Вазген. Никто не знает, в какой момент Донара изменилась.
Но ее перестали интересовать домашние дела, все внимание занимали вопросы, где и с кем проводит время муж. Патологическая ревность вынудила Фрунзика попросить дать ей одну из ролей в “Кавказской пленнице”, чтобы избежать ненужных скандалов.
“Донара могла закатить истерику где угодно. Фрунзику нельзя было просто посмотреть на другую женщину. Дома она могла кричать, драться, бить посуду” — вспоминает брат артиста, Альберт.
Из-за постоянных сцен ревности артисту не хотелось возвращаться домой. Он много пил. Спустя время у Донары подтвердился диагноз – шизофрения, которая передалась и их сыну – Вазгену. Супругу Мкртчяна положили в больницу на лечение.
Фрунзик не опускал руки — он тратил гонорары на лечение супруги и сына, обращался к лучшим врачам.
Донаре на время становилось лучше, но потом состояние опять ухудшалось. Когда выяснилось, что и сын Вазген тоже болен шизофренией, Фрунзик стал пить еще больше.
“Пил Фрунзик много. Были даже проблемы с печенью. Но никогда в жизни он не зашивался. Хотя от алкоголизма лечиться пытался.
Садясь за руль, пьяный Фрунзик вдруг становился совершенно трезвым и лихо управлял автомобилем на крутых серпантинах горных дорог. Зато, приехав в гараж, мог положить голову на руль и проспать так до самого утра”.
Он заливал свое горе красным, как кровь, вином. Его любимого сына, высокого и красивого парня определили в больницу, где лечилась мать.
Болезнь не отступала. Фрунзе пил. Г. Данелия на площадке “Мимино” даже однажды заявил: «Завязывай! Иначе найду другого артиста”.
Потом случилась беда — у Фрунзика отказала печень. Он попал в больницу, и там чуть не умер.
Новая страница жизни
Сама судьба говорила артисту, что пора заканчивать с алкоголем. Но Фрунзик был сломлен, он не видел выхода, ему было плохо. В перерывах между съемками он мог часами, а порой и до самого утра бродить в одиночестве по городу и глушить сердечную боль алкоголем.
Последней каплей стали врачи, которые отказались выписывать из больницы Донару, сказав, что это опасно.
Только спустя время, актер принял решение, что так больше нельзя, он бросил пить. С Донарой он развелся, в то время ее уже лечили сильными препаратами и вообще не выпускали из клиники.
10 лет Фрунзик провел как в тумане, а потом, когда ему исполнилось 52, встретил 28-летнюю Тамару Оганесян.
Фрунзик уехал с гастролями в Канаду и оттуда писал возлюбленной письма, а потом он попросил встретить его в аэропорту. Это был канун Нового года, но в самый разгар веселья Мгер взял Тамару за руку и отвел в ЗАГС.
“Я не понимаю, как это получилось у него. Но нас расписали в этот же день” — рассказывала Тамара.
Любящую пару ничто не могло разлучить. Официально они подали на развод через 6 лет, но для того, чтобы разделить имущество. Тома была рядом с Фрунзиком до конца.
После 80-го года Мкртчян не снимался в кино, он завоевал дурную славу своими запоями и срывами, и уволился из театра.
“Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его убила не старость, не алкоголь, нет… Он до самой смерти не мог принять болезнь близких», — говорил брат артиста.
Мгер больше не светит
Фрунзик Мкртчян умер 29 декабря в 93 году, под Новый Год в возрасте 63 лет. Как говорили: «Юнец, по законам гор». Тело артиста нашли в темной промерзшей квартире.
Он стоял, обняв мраморный постамент, на котором комнатные часы отбивали последние отпущенные ему для жизни часы…
Гроб друзья накрыли дубленкой Фрунзика из картины «Мимино». Армения была в блокаде, люди жили без света и отопления – шел конфликт с Азербайджаном.
Но проводить артиста в последний путь пришел весь Ереван, и прощание затянулось до темна. Машины стояли с зажженными фарами. Люди держали свечи в руках.
Тамаре тогда исполнилось всего 39, но свое сердце она больше никому не отдала. Через 3 года она уехала к сыну в США, где создала труппу в честь Фрунзика и занималась постановкой спектаклей. На родину Тамара вернулась в 2013-м.
“Мне хватит моего Мгера до конца жизни. Я не хотела делить себя больше ни с кем” — поделилась Тамара в одном из интервью.
Для Армении Фрунзе-джан стал национальным героем. В нескольких городах установлены его памятники, его именем названы улицы.
Друзья артиста говорят, что так, как любили Фрунзе в Ереване, не любили никого. Советский народ никогда не забудет своего грустного шутника — Фрунзика Мкртчяна.