— Леонид, ну сколько можно!- кричал Бибиков. — Хватит пришептывать! Нет, батюшка, моему терпению приходит конец. Скоро нам придется расстаться…
Непростое детство
Коренной москвич Леня Куравлев родился 8 октября 1936 года и получил свое имя в честь Леонида Утесова. В то время был пик популярности утесовского джазового ансамбля.
Детство ребенка нельзя назвать беспечным и счастливым. В годы войны семья теснилась в одной комнате коммуналки на окраине столицы.
Мать, Валентина Дмитриевна, дамский парикмахер, став жертвой доноса, в начале войны оказалась в стенах НКВД. Несмотря на наличие малолетнего ребенка, ее сослали в небольшой поселок под Мурманском.
Отец, Вячеслав Яковлевич, будучи слесарем авиазавода «Салют» вынужден был оставаться в Москве. Мужчина трудился на износ, практически живя у станка. Пятилетним сыном заниматься было некогда. Поэтому Лёню воспитывала тетка Надежда.
После войны Куравлев смог воссоединиться с матерью. Пару лет они прожили в поселке под Мурманском, и наконец, в 1951 году Валентине Дмитриевне позволили вернуться в столицу.
В школе наш герой учился плохо. Естественные и точные науки его не интересовали вовсе. Семья проживала в одном из самых неблагополучных районов столицы, поэтому зачастую мальчишка проводил время с местной шпаной.
Но именно здесь, на катке, произошла его самая главная встреча в жизни. Ему было 16 лет, а Нине Пономаревой — 13. Стеснительный Лёня не смел подойти к девочке сразу. Любовался издали. Дружить они начали через год: ходили в кино, гуляли.
В кинематограф он попал случайно
В кинематограф Куравлев попал совершенно случайно. Конечно, он, как и все подростки того времени, любил бегать в кинотеатр. Но о профессии актера никогда не мечтал.
Даже ни разу не принимал участие в художественной самодеятельности. Сдавать документы во ВГИК он отправился от… безысходности.
Понимая, что с плохими оценками поступить в ВУЗ равны нулю, парнишка серьезно задумался. И тут двоюродная сестра посоветовала ему обратить внимание на театральный. Родители к выбору сына отнеслась скептически.
—Куда тебе, Лёнька! Давай к нам на завод,- уговаривал отец.
—Сыночек, а может, ну его, театральный. Ну какой из тебя артист, — робко вторила ему мама.
Но Куравлев очень хотел стать студентом. Успешно пройдя первых два тура, третий — провалил. И все же кто-то из приемной комиссии посоветовал ему получше подготовиться и прийти через год.
Чтобы не сидеть у родных на шее, молодой человек пошел работать на фабрику елочных игрушек. После провала давление родителей усилилось, они и слышать не хотели о театральном.
Но в 1955 году Леонид все же сумел поступить во ВГИК на курс Бориса Бибикова. Вместе с ним учились Софико Чиаурели, Светлана Дружинина и Татьяна Бестаева.
На втором курсе Бибиков чуть было не лишил советский кинематограф будущей яркой звезды.
Молодой студент показался ему чересчур зажатым и неповоротливым, а самое главное — он никак не мог запомнить текст роли. Ситуацию спасла совместная постановка отрывка из пьесы с однокурсницей Светланой Дружининой.
А уже на следующем курсе дела у Леонида пошли в гору. У него наметилась уверенность в своих силах, ушли комплексы, появилось уважение к себе. Вскоре его стали называть одним из самых перспективных молодых актеров.
После съемок в дипломном проекте начинающих режиссеров Александра Гордона и Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет» Бибиков убедился, что его подопечный действительно талантлив.
Начало актерского пути
Спустя два года Куравлеву опять крупно повезло. Его заметил режиссер Михаил Швейцер, работавший в тандеме со своей женой Софьей Милькиной. Женщина подыскивала молодого актера на небольшую роль в картине «Мичман Панин» и пришла за этим во ВГИК.
В одной из аудиторий шел экзамен по вокалу, где студент Куравлев чувственно исполнял романс.
И делал это настолько выразительно и искренне, что сразу же запал ей в душу. После экзамена Милькина подошла к Леониду и пригласила на пробы на роль кочегара Камушкина. Это была его первая роль в большом кино.
Судьба улыбнулась молодому человеку – успехи в карьере, любовь и создание семьи. Лёня женился на Ниночке, той самой девочке с катка. С ней он не боялся быть самим собой, ранимым, нежным и трогательным.
Молодой, подающий надежды артист продолжал сниматься, но ему доставались только второстепенные роли.
Наконец его друг Василий Шукшин решил экранизировать свои рассказы. И в главной роли простого паренька, водителя грузовика Пашки Колокольникова видел только Куравлева.
Несмотря на негативную критику от худсовета по поводу выбора актера, Шукшин на свой страх и риск отдал главную роль Леониду.
И не прогадал. Фильм «Живет такой парень» завоевал «Льва св. Марка» на Венецианском кинофестивале, первую премию фестиваля в Ленинграде и самое главное — любовь зрителей. Через год молодой актер получил звание «Заслуженного артиста».
— Это моя самая любимая картина не потому, что она принесла мне славу, а потому что это народное кино. Не «Афоня», не «Иван Васильевич…», не «Не может быть!»… Гайдаевские картины гениальные, но…,- говорил он позже.
Карьера
Отличный старт карьеры, прекрасная семья, в семье случилось пополнение — дочка Катенька. Но вместо ожидаемого бума работы наступило затишье.
Роли уровня Пашки Колокольникова ему больше не предлагали. Нина, как могла, поддерживала мужа и верила, что его звезда еще впереди.
В 1967 году Куравлева пригласили на главную роль в первый советский фильм ужасов «Вий». Для всей съемочной группы лента далась с трудом и большими испытаниями.
Куравлеву даже довелось спасать жизнь своей партнерше Наталье Варлей. Но все их усилия были вознаграждены. Картина стала лидером советского проката и получила признание публики за рубежом.
Следом снова значимая роль – Шура Балаганов из фильма Швейцера «Золотой теленок». Карьера Куравлева поднималась вверх семимильными шагами. Многие знаменитые режиссеры хотели с ним работать.
Навсегда в памяти зрителей останутся Леонид Гайдай и прохвост Жорж Милославский в «Иван Васильевич меняет профессию». А ведь на эту роль претендовали не менее талантливые Андрей Миронов и Вячеслав Невинный.
Станислав Говорухин и вор-чердачник «Копченый» в «Место встречи изменить нельзя», Краснопольский и Усков и подлец Сорокин в «Неподсуден».
Татьяна Лиознова и фашистский интеллигент Айсман в «Семнадцать мгновений весны». Поначалу режиссер хотела доверить ему роль Гитлера, но Леонид отказался.
Ее же картина «Мы, нижеподписавшиеся» давалась Куравлеву очень тяжело. Роль была сложная, с большим количеством текста, а ему всегда нелегко давалось запомнить слова.
И он отказался. Но Татьяна Михайловна настояла, и в результате получилось прекрасное кино.
Все его фильмы, такие разнообразные и яркие, принесли актеру всенародную любовь. Правда, у этой любви была и обратная сторона медали…
Обратная сторона медали
Назойливые, порой беспардонные поклонники, пытающиеся выпить с известным актером, залезть к нему в душу, собирающие и распространяющие различные слухи, больно ранили Куравлева. Он старался быть меньше на людях, ограничил общение с незнакомыми.
Леонид пытался и свою семью оградить от этой суеты и тяжести славы. Актер все больше замыкался.
Многие считали его чудаком и нелюдимым, а он просто пытался защитить своих близких от грязи и лжи. А скоропостижная смерть Шукшина, друга и режиссера, открывшего дорогу в мир кино, стала для него настоящим шоком и огромной трагедией.
Еще одним фильмом, поднявшим артиста буквально на недосягаемую высоту, стал фильм «Афоня», вышедший в 1975 году.
Сейчас сложно представить в этой роли кого-то другого, но тогда Данелия хотел снимать Владимира Высоцкого и уж тем более не видел в ней Куравлева.
После выхода на экраны этой грустной комедии артист стал еще популярнее. Зрители были уверены, что он сыграл себя таким, какой он в жизни. За каждым поворотом его ждал оклик: «Гони рубь, Афоня!».
Неожиданно Леонид Вячеславович понял, что это довольно удобная маска, и стал прятаться за ней, не отнекиваясь и не переживая по этому поводу.
Нина
В 1978 году в семье появился любимый сын, которого в честь ушедшего друга назвали Василием. Когда он родился, Нина сделала перерыв в карьере на семь лет.
Подготовила ребенка к школе и со спокойной душой отправилась работать школьным учителем английского языка.
Куравлев обожал свою Ниночку, называя второй половинкой. С работы никогда не задерживался, спешил домой. А она его всегда ждала. В их семье не было главных, и все строилось на доверии.
Уезжая в длительные командировки, артист не давал супруге особых указаний, не заставлял сидеть монашкой. Наоборот, просил, чтобы она сходила куда-нибудь развеяться, если вдруг заскучает.
Сам никогда не давал Нине повода усомниться в своей верности. Никто из коллег не замечал его даже флиртующим. А снимаясь с молоденькой Евгенией Симоновой в «Афоне» лежал с ней под одеялом в спортивном костюме.
— Моя жена была очень красивой, невероятной, — признавался он. — Мы никогда не давали друг другу клятв верности перед долгой разлукой. Нина не ревновала, ни в чем не подозревала. Я никогда ей не изменял. Зачем?
Леонид Вячеславович восхищался красотой и нежностью супруги, ее образованностью и начитанностью. А она во всем ему помогала. Если актеру предлагали новый сценарий, первой его читала Нина Васильевна.
Давала свои оценки, обсуждала. И он всегда прислушивался к ее мнению. Но окончательное решение, конечно, принимал сам.
Их дети тоже выросли достойными людьми. Екатерина попыталась пойти по стопам отца, но вовремя поняла, что это не ее дорога, и стала психотерапевтом.
Василий отучился в автодорожном институте, защитил кандидатскую, сейчас преподает в Университете дружбы народов.
Надлом и трагедия
В 80-е годы Леонид Куравлев все так же плодотворно работал. «Ищите женщину», «Самая обаятельная и привлекательная», «Демидовы», «Раз на раз не приходится» — далеко не полный перечень его работ того периода.
Ну а с приходом 90-х народный артист вынужден был сниматься в низкопробных фильмах и рекламе, чтобы прокормить семью. Его роли уже не такие яркие, как будто в нем произошел надлом.
Уход из жизни еще одного друга Леонида Гайдая стал очередным испытанием в его жизни. После смерти режиссера Куравлев отказывался от новых ролей в кино. Сериалы и проходные фильмы ему были не интересны.
—Да, сценарии присылают, обещают деньги хорошие. Если бы я не был, извините, с совестью, и если бы я не стремился быть порядочным человеком, я бы снимался за хорошие деньги. Но мне стыдно перед людьми. Да ни за что! С голоду не подохну…,- говорил он.
Но самой главной трагедией в его судьбе стала смерть любимой и единственной женщины в 2012 году. После ее ухода актер замкнулся, прекратил всяческое общение с прессой и перестал выходить в свет.
Свою супругу он пережил почти на 10 лет, которые провел в тоске и одиночестве. — Любовь — это такая зараза… Но со временем она проходит безо всяких лекарств.
И у нас прошла. Пошла на посадку. Нина стала для меня мамой, а я для нее ребенком. Но я любил ее до последнего дня и люблю до сих про, — признавался актер.
Только дочь была всегда рядом с ним. В январе 2022 года он был госпитализирован с подозрением на пневмонию, а 30 января умер в возрасте 85 лет. По завещанию любимого актера похоронили рядом с любимой Ниной.