— А знаешь, Майюшка, еще на съемках «Медведя», у меня был роман с актрисой Андровской,- признался Жаров жене.
— Зачем мне это все сейчас знать, Миша? Прошло много лет и мы еще с тобой были незнакомы, — удивилась Майя.
Но было видно, что женщина сильно расстроилась, а потом и расплакалась. — Ну что ты, милая,- принялся утешать ее муж. — Мне никто кроме тебя не нужен. Вот я старый дурак…
Детство и начало пути
С раннего детства маленький Миша Жаров знал, что станет артистом, несмотря на то, что его семья была весьма далека от искусства.
Мать, Анна Семеновна, трудилась гладильщицей тонкого белья при магазине на Кузнецком Мосту. Отец, Иван Николаевич, всю жизнь проработал в типографии Бахмана.
Семья была многодетной. Кроме старшего сына, подрастали еще три дочери: Лидочка, Нина и Шура. Денег, конечно, не хватало, но жили Жаровы мирно и дружно.
Большому семейству выделили целый подвал в доме во 2-м Волконском переулке. Места хватало всем. Ведь в нем было целых четыре комнаты и просторная кухня.
Школьником Миша был прилежным. Учился на отлично. Правда педагоги ругали за то, что на уроках строил рожицы и всех передразнивал. Но это было его единственной шалостью. Что ни говори, а актерские задатки проявлялись в нем уже тогда.
Поскольку в семье были материальные трудности, подросшего Михаила пристроили в типографию. А в пятнадцать парнишка уже служил в Оперном театре администратором.
Ему настолько понравилась вся эта закулисная театральная жизнь, что он начал мечтать о том, чтобы связать свою жизнь с кино. И стал готовиться к поступлению в московский театральный ВУЗ.
После нескольких безуспешных попыток угловатому, худому, с растрепанной прической парнишке все же удалось получить заветный студенческий билет в Студию при театре просветительского союза рабочих организаций. Учебу он отлично совмещал с работой.
Затем поступил на службу в Театр имени Сафонова на Таганской площади. Правда, продержался там не так долго. Долгих восемнадцать лет актер не мог определиться с постоянным местом работы, пока наконец-то не остановился на Малом театре.
Слава в кино обрушилась на Жарова в 30-е годы. Роль Фомки Жигана — смелого харизматичного бандита в фильме «Путевка в жизнь» быстро сделала его узнаваемым и знаменитым.
Артиста засыпали предложениями. Затем были: «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона».
«Я полюбил другую…»
В первый раз женился Михаил очень рано. Ему было всего восемнадцать. Будучи на театральных гастролях, парень познакомился с юной Надеждой Гузовской, учительницей русского языка.
Маме невеста поначалу не понравилась: она была старше ее сыночка на целых два года, что в те времена считалось мезальянсом. Но когда Надя родила сына Евгения, полностью изменила к ней отношение.
В 1924 году Жарова пригласили на эпизодическую роль в картину «Аэлита». Затем актер два сезона отработал в Бакинском рабочем театре, а потом вместе с семьей отправился в Казань.
В этом городе он влюбился в актрису Людмилу Полянскую. И, как человек порядочный, сразу же признался об этом и жене, и близким:
— Я полюбил другую женщину и ухожу от Нади.
— Имеешь право. Только из дома уйдешь ты, а они останутся. Надя — наша дочь, а Женя — внук.
Если хочешь, чтобы мы познакомились с твоей избранницей, мы придем, куда скажешь. Но в нашем доме ноги ее не будет, — заявила Анна Семеновна.
Родители не смогли полюбить новую жену сына. В их доме она так ни разу и не появилась. И внуков невестка им тоже не подарила. Два раза Людмила рожала сыновей, но они умирали еще во младенчестве.
Эта информация не афишировалась и не мусолилась среди коллег артистов. Да и в семье об этом не принято было говорить, чтобы лишний раз не травмировать домочадцев.
Отчаявшись стать матерью, Людмила решила посвятить свою жизнь… себе любимой. Женщина просто обожала шикарную жизнь и развлечения. Любимым ее занятием стало посещение светских вечеринок.
А когда Жарову выделили шикарную квартиру на Тверском бульваре, начала устраивать в ней званые ужины, куда приглашались известные актеры, писатели, драматурги.
Михаил же такие «тусовки » не жаловал. Он очень уставал на работе и хотел просто семейного уютного счастья, которого Люся ему дать не могла.
Эвакуация
Двадцать второго июня 1941 года Жаров готовился выступать на сцене Малого театра в спектакле «Волки и овцы». Но началась война.
Совсем скоро всю его большую семью отправили в Алма-Ату. Здесь Центральная объединенная киностудия готовилась выпускать патриотические фильмы.
В эвакуации Михаила с женой и тещей поселили в доме, где обосновались семьи Эйзенштейна, Птушко, Паустовского и Улановой. Родителям и другим родственникам Жарова выделили небольшую комнату в общем бараке.
Внешне у них с женой все было прекрасно, но на самом деле отношения с каждым днем портились.
— Я так больше не могу, мама. Прихожу домой уставший, голодный, хочу внимания и еды, а они пасьянс раскладывают,- жаловался он.
Неудивительно, что совсем скоро его с Полянской союз распался. Не обошлось тут без еще одной Людмилы…
Люся
Осенью 1942 года на съемках картины «Воздушный извозчик» Жаров познакомился с красавицей-актрисой Людмилой Целиковской. Ей было двадцать три, ему — на двадцать лет больше. За ее плечами, несмотря на юный возраст, два брака.
Михаил не уставал восхищаться красотой артистки, она же не смогла устоять перед обаянием импозантного мужчины. Спустя неделю в его доме состоялся серьезный разговор с женой.
—Как ты можешь, Миша! -плакала Полянская. — Она же вдвое тебя младше. Ей всего двадцать три, и ты будешь ее тре тьим м. Ей было двадцать три, ему на двадцать лет больше. За ее плечами, несмотря на юный возраст, два брака. У него — тоже.
— Я очень ее люблю! Очень! -оправдывался Жаров. — И считаю, лучше честно уходить сейчас. Я разлюбил тебя. Или мне лучше крутить с ней роман втихаря?
Но Полянская не успокаивалась. Женщина начала рассылать на мужа доносы по различным инстанциям, что в конце концов его и доконало.
Тяжелые съемки, разборки на работе и дома довели артиста до больничный койки — он слег с воспалением легких на полтора месяца.
К моменту выхода из больницы страсти улеглись. Жаров и Целиковская стали жить вместе. Премьера «Воздушного извозчика» состоялась на фронте. Михаил и Людмила давали перед бойцами по два-три концерта в день и стали настоящими народными героями.
Говорят, что на роль царицы Анастасии в «Иване Грозном», который тоже снимался в Алма-Ате, было много претенденток. Однако именно страстная любовь этих двух людей сыграла роль в выборе Эйзенштейна.
Жаров боготворил свою Людочку. На съемках он добивался для нее голливудских условий. Для сложных и опасных сцен ей приглашали дублершу, а макияж по его просьбе делали самой лучшей заграничной косметикой.
В Москву влюбленные вернулись уже мужем и женой. Поначалу жили в гостинице «Москва», а затем получили небольшую двухкомнатную квартиру в доме напротив Моссовета.
После войны артисты такого уровня, как Жаров, могли сами назначать гонорар. Поэтому деньги в семье водились.
Михаил баловал любимую, покупал ей старинные драгоценности у старушек «из бывших». Актриса могла выбирать себе лучшие наряды, которые в их дом приносили чемоданами.
Однако, несмотря на все старания актера и его более чем трепетное отношение к супруге, заботу и внимание, она изменила ему с архитектором Каро Алабяном.
— Мишенька, ты помнишь, что сегодня со съемок приезжает Люсенька? Надо бы ее встретить…,- раздался в трубку беззаботный голос тещи.
— Хватит мне врать, — зарычал Жаров. — Я знаю про ее роман с Алабяном. Они сейчас вместе!
В тот момент на него было страшно смотреть. Предательство любимой женщины стало настоящим ударом, который пришелся и по здоровью: Михаил Иванович перенес микроинсульт.
Так получилось, что Целиковская не могла сразу переехать к новому возлюбленному, поэтому попросила разрешить ей временно остаться в квартире мужа. И он благородно согласился, хотя постоянное присутствие рядом любимой женщины его сильно угнетало.
Два месяца Михаил Иванович боролся с чувствами. Здоровье его серьезно пошатнулось, и врачи настоятельно рекомендовали артисту пройти курс лечения в каком-нибудь хорошем санатории.
Действительно, в «Истре» мужчина не только поправил здоровье, но и наконец-то встретил свою судьбу! К слову, его бывшая жена тоже счастливо устроила свою.
Целиковская вышла замуж за Алабяна и родила сына. Несмотря на былое, Жаров всю жизнь сохранял с ней теплые отношения.
Майя
В санатории, куда попал наш герой, отдыхала семья известных врачей Гельштейн вместе с дочерьми Майей и Викой. Одна из них сразу же влюбилась в Жарова. Ему к тому времени уже исполнилось пятьдесят, Майе едва девятнадцать. Но девушку это не смутило.
К 50-ти годам Михаил Иванович все так же был хорош собой, поклонницы звонили ему, писали письма, надеялись… Естественно, о нем ходили слухи, что он бабник и пьяница.
Вот только он таким никогда не был. Семья всегда стояла у него на первом месте. Он был абсолютным «антитусовщиком» и просто не переносил пьяные застолья.
Поначалу интеллигентные Гельштейны были против неравного брака. Но стоило дочери привести жениха в родительский дом, как Михаил стал для них любимым зятем и самым дорогим человеком.
Отец Майи, профессор Элиазар Маркович, даже прослезился, когда тот встал на колени, чтобы просить руки их дочери.
Когда же Жаров впервые привел Майю к своей матери, та даже заплакала от умиления:
Миша ее раздавит, ведь она такая маленькая, а он — огромный!- говорила она.
В четвертом браке у Михаила наконец-то появились долгожданные дети: сперва дочь Анна, а через два года — Лиза.
Впоследствии народный артист всячески помогал семье жены. Когда родителей Майи арестовали по «делу врачей», у Жарова начались самые настоящие неприятности, ведь он являлся секретарем парторганизации театра.
Но он не испугался, более того, добился приема в Кремле и Гельштейнов выпустили. Но вплоть до смерти Сталина его больше не снимали.
К счастью, невероятно мудрая, тактичная и покладистая Майя помогла ему справиться со всеми трудностями.
Женщина бросила учебу в институте и заявила, что полностью посвящает мужу свою жизнь. Более тридцати лет они провели вместе, и именно с ней Михаил обрел настоящее счастье и покой.
Супруга ни дня не работала, и Жаров был этому несказанно рад. Хрупкая, нежная, женственная, она нравилась мужчинам, и он очень ее ревновал.
Конечно, и у нее были поводы к ревности, но все они были беспочвенны. Майя стала его настоящим счастьем, музой и хранительницей очага.
К слову, жили Жаровы довольно закрытой жизнь. Как уже было отмечено выше, Михаил в принципе не любил развлекаться.
Из светских мероприятий они с женой никогда не пропускали только официальные приемы в Кремле. По этому поводу Майя обязательно шила себе красивый наряд и этим довольствовалась.
Последние годы
С годами у народного артиста начал сильно портиться характер: он становился ворчливым и взрывался, как порох.
Нередкими стали его стычки с режиссерами, а уж журналистов Жаров и вовсе на дух не выносил. Только терпение и поддержка супруги помогали ему успокоиться и не срываться.
Бывали случаи, когда он вел себя откровенно некрасиво по отношению к другим. Как-то раз в дом к нему прибыла важная делегация с намерением вручить актеру Звезду Героя Соцтруда.
Однако он даже не пустил гостей на порог. Медаль же забрал, а им намекнул, что больше здесь делать нечего.
Правда, на него редко кто обижался, зная, что Жаров отходчив. Да и он сам всегда извинялся за свои поступки. А уж когда дело касалось помощи, все знали:секретарь парткома никому не откажет.
Он мог запросто пробить для коллег и знакомых любую прописку, квартиру, пенсию, больницу, детский сад… А обращались к нему с такими просьбами постоянно.
Были у Михаила Ивановича и недруги. Например, знаменитый Борис Бабочкин называл его «Сталиным». Якобы в театре он был настоящим диктатором.
Не складывались у него отношения и с главрежем Малого театра Борисом Равенских. Последний ущемлял Жарова, не давал ему ролей в новых спектаклях, а в двух старых приходилось играть довольно редко.
Зато теплые отношения связывали его с Юрием Никулиным. У Жаровых даже дача была рядом, куда они любили приглашать друзей и петь песни под гитару, жарить шашлыки.
К концу жизни у Михаила Ивановича начались приступы ипохондрии. Когда он сам себе, причем совсем необоснованно, начинал приписывать несуществующие болезни.
Выдумывать различные диагнозы, которых не было и в помине. Так, он поставил себе диагноз «онкология» и постоянно изводил жену нытьем о своих болячках.
У актера действительно были проблемы с сердцем, сказывались стрессы от работы. Но именно здесь он проявлял беспечность, не обращаясь к врачам и позволяя болезни прогрессировать.
Однажды у него появилась очень сильная боль в боку, вызвали скорую, но медики не смогли поставить правильный диагноз. У Жарова быстро развились осложнения, в итоге приведшие к скоропостижной смерти.
Супруга народного артиста Майя Гельштейн-Жарова очень тяжело переживала смерть мужа и смогла прожить без него всего лишь десять лет.
Сын Жарова от первого брака Евгений пережил отца на 14 лет. После окончания студии МХАТа долгое время служил в Ленинградском театре Комедии.
Дочь Анна также стала актрисой и снималась с отцом в «Анискине». Всю жизнь проработала в Малом театре, но довольствовалась лишь незначительными ролями.
Елизавета трудилась художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм». Увы, никто из наследников Жарова не смог дотянутся до великого отца в профессии.