Алексей Маклаков прославился сериалом «Солдаты», где сыграл ключевого героя – прапорщика Шматко. В «нулевые» популярность Шматко-Маклакова была такова, что дети ему писали письма: «Москва. Кремль. Шматко» И они доходили.
В 2006-ом Алексей снялся в трагикомедии «Тупой жирный заяц» и готов был спорить на любые деньги, что картина возьмет голливудского «Оскара».
И пусть «Оскара» фильм не получил, Маклаков оказался прав: картина собрала внушительную коллекцию российских и заграничных Гран-при, в том числе на престижнейшем МКФ в Онфлере (Франция). Недавно я вновь пересмотрел «Зайца». Действительно очень крутой фильм!
В день рождения Алексея Маклакова (6 января 1961 г.) предлагаю его интервью 2012 года. Фотографии из личного архива актера.
НАЧИНАЛ С «МЫШЕЙ» И ШЕКСПИРА
— Алексей, почему вы были уверены, что «Тупой жирный заяц» станет «бомбой» чуть ли не всемирного масштаба?
— Да потому что такого мощного материала в кино еще не было. Трогательная история провинциального актера, коих миллионы – с одинаковой судьбой, невостребованностью, нерастраченным потенциалом, потерей веры в чудо. И этот фильм о чуде, которое может совершить каждый из нас. Каждый!
— Вы полагаете, может? — Уверен. Я ведь приехал в столицу в 35 лет. Никаких гарантий, никаких связей. Чисто спортивный интерес был: получится – не получится, пробьюсь – не пробьюсь.
Согласитесь, в 35 лет начать все с нуля и стать, скажем так, известным – это тоже чудо. Но чтобы оно произошло, нужно вкалывать и верить.
Мама моя рано умерла, не увидела моего подъема, ролей в кино. Мы жили в страшной нищете. Она работала библиотекарем и 70 процентов ее зарплаты мы платили за квартиру, а на оставшееся — пытались выжить.
Всему самому светлому в жизни я обязан ей и в том числе своей начитанностью. Я в 10 лет прочел всего Лескова, в 12 – всего Тургенева, в 15 – Золя с Воннегутом.
Лет с семнадцати я вообще перестал читать книги, потому что перенасытился хорошей литературой. С одной стороны, меня книги воспитывали. С другой, – улица.
— Кстати, это правда, что в театральный вуз вы поступали на спор – на ящик водки? — Да! Только не водки, а вина. И спор я проиграл! Я был уверен, что провалюсь, а мои друзья утверждали, что поступлю. Пошел в наглую и… приняли. Так что проставлялся по полной.
— Почему друзья считали, что вы прирожденный лицедей? — Им очень нравилось, как я анекдоты травлю. Поэтому с детства у меня кличка была «Артист». Хотя, если честно, то до четвертого курса я вообще не понимал, какого черта делаю в театральном. Потом понял.
— Говорят, будучи «примой» новосибирского театра, вы на уши ставили весь город. Интересно, что вы там такое вытворяли?
— Я не был «примой», но был известен. Причем не скандалами (как раз их у меня было мало), а ролями и как личность. Меня одного с курса пригласили в очень сильную труппу томского ТЮЗа, где я переиграл все и всех — от «мышей» до Шекспира.
Между прочим, там я играл вместе с Андрюшей Краско. Андрей передавал мне роль Робин Гуда — мы оба были маленького роста и худые. Вы можете представить, чтобы я играл роль Робин Гуда? А я играл! Я был разный.
Еще я был известен в Новосибирске тем, что открыл актерский клуб, который рискнул назвать «скромно»: «Ночной клуб Алексея Маклакова».
Зал вмещал триста человек, а в него набивалось по восемьсот – люди на люстрах «висели». А потом наступило время, когда я понял, что в провинции себя исчерпал.
— Вы бросили театр, продали квартиру и уехали покорять Москву, и, что самое удивительное, — вам это удалось. Но как?
— Мои коллеги по театру, когда я говорил им, что вернусь на родину звездой, подкалывали: «Свежо предание…» Но я удачно устроился работать в московский театр имени Маяковского, а потом как-то успешно попал в кино.
Как я попал в театр Маяковского? На худсовете прочитал знаменитый рассказ Чехова «Лекция о вреде табака» и был принят. Вот и все.
ШМАТКО ЛЮБЯТ БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ
— Признайтесь: поездка в Москву – это с вашей стороны был авантюрный поступок или наоборот — просчитанный?
— Я абсолютно нерациональный человек. И авантюрный, признаю. Например, недавно диск с песнями выпустил, и весь тираж давно распродан. Чем не авантюра?
— Еще скажите, что вы там поете арии из опер? — (Смеется.) Нет, мой репертуар ближе к шансону. Хотя могу петь все практически – от рока и рок-н-ролла до джаза и блюза.
Диапазон, конечно, не три октавы, но медведя в жизни не встречал и он мне на ухо не наступал. Что любопытно, «пираты» с Митинского рынка мне предложили по 200 рублей за каждый автограф на диске. Я отказался.
— Ваша супруга жаловалась, что весь ваш подъезд исписан пылкими признаниями типа «Леша, I love you!!!» Неужели?
— И в подъезде пишут, и в гараже, но я на этом не зацикливаюсь — молодежь по-своему отрывается. Меня до глубины души трогает другое – я получаю письма от детей. Причем самое удивительное, что на конверте пишут «Москва. Кремль. Шматко». И они доходят!
— Как пережили популярность? — Когда я понял, что меня узнают, а это случилось сразу после выхода сериала «Солдаты», первое время был очень агрессивным. Узнаваемость раздражала, мешала – не пообщаться с друзьями, по улице не пройти.
Бывало, что подвыпившие компании мне вообще не давали проходу, за рукав хватали. А я не был готов к этому, никто же не ожидал, что сериал так шандарахнет.
Расскажу случай почти трагикомический. У меня за год — 5 выходных, и я их решил провести в Судаке. Поехал, дурак, думал, отдохну. И все 5 дней просидел на балконе в гостинице. Меня возили купаться в темноте — в 11 ночи и в 6 утра.
Прятали от народной любви… (Смеется.) Раз лежу у скалы, вдруг слышу голос: «Мужчина, не соблаговолите дать автограф? Вас ждут 275 человек!»
Оказалось, что рядом кемпинги, заселенные москвичами, и кто-то узнал, что я где-то рядом валяюсь. Все рванули туда. Пришлось убегать – хорошо машина была рядом.
Так что моя реакция на популярность выражается одним словом – «трудно». Приятно, конечно, тысячекратно, но трудно. И жаль, что этого всего моя мама не видит.
— Недавно прочитал забавную «статистику»: Алексея Маклакова больше всего любят дети, военнослужащие, бабушки и (внимание!!!) беременные женщины. Военнослужащие – понятно, но беременные-то почему на вас западают?
— Любой женщине больше всего хочется добра, а мои герои — добрые. К тому же на экране я крутой семьянин – может, это подкупает прекрасное женское сердце.
Между прочим, знаете, как я сам объясняю успех моего персонажа по фамилии Шматко? Дело в том, что перед «Солдатами» у меня был перерыв – я четыре года репетировал с Гончаровым в театре, поэтому вообще в кино не снимался.
И так я за это время изголодался по атмосфере съемок, появилось такое жгучее желание сделать нечто такое, что понравилось бы массовому зрителю, что….
Словом, я «оторвался» и на Шматко реализовал свой голод творческий. Хотя, если без ложной скромности, сыгранный прапорщик — это только процентов десять того, что я могу.
НЕ ПРОСТИЛ МАЯКОВКЕ ФАТЮШИНА
— Переход от театральной сцены к кино вам дался легко? — Очень легко. От театра я устал – провинция меня чрезмерно «накормила». И со временем у меня к театру накопились свои определенные счеты, обиды…
— Чего вы не можете ему простить? — Например, того, что театр изменил себе, изменил своей творческой недосягаемости – пошел на поводу у рубля.
Когда это произошло, то все мальчишки и девчонки, толпившиеся во дворах театральных институтов (я имею в виду мою юность), разом оказались обманутыми и втянутыми в коммерческие отношения.
А я работал за сто рублей. Но работал честно, и мне было наплевать, есть ли у меня что-то пожрать в холодильнике. Важнее был тот кайф, который я получал от сцены. А поскольку театр теперь стал коммерческим, мне в нем стало скучно и неуютно. И противно.
— Из-за этого вы ушли из театра имени Маяковского, которому отдали более 10 лет? — В том числе. Это уже не тот театр, в котором в 1996-м я был счастлив.
Театр меняется, ищет какие-то новые формы, но самое главное – произошли негативные перемены в атмосфере, взаимоотношениях людей.
Был такой замечательный актер — Саша Фатюшин. Он очень помог мне, взял под свое крыло, когда я только пришел в Маяковку. Он и Эммануил Виторган – вот два человека, которым я многим обязан.
Кстати, с легкой Сашиной руки я вообще попал в кино. Так вот, когда Саша умер, меня потрясла реакция театра: как-то сильно трудно было с помощью, с похоронами.
Только благодаря Олегу Романцеву, тогдашнему тренеру нашей сборной по футболу (а Фатюшин был талисманом сборной России), только благодаря «Спартаку», нормально, достойно похоронили чудесного артиста и человека. Это стало для меня сильным ударом.
Сейчас меня устраивает абсолютно все: я и свободен, и востребован одновременно. У меня есть антрепризы, есть съемки – возможностей для творчества достаточно. Ушла рутина, зависимость и осталось то необходимое качество, которое было изначально, — состояние кайфа.
«НЕ НРАВЛЮСЬ СЕБЕ ПЬЯНЫМ»
— Алексей, собирая на вас «компромат», нашел такое. Дескать, однажды в «Парк приключений» приехали поразвлечься «звезды» телесериала «Солдаты». «Алексей Маклаков, откушав водочки, стрелял, прыгал на батуте, лазил по соснам. Еле сняли…»
— Вот это ложь. Хотя бы потому, что я не пью уже семь лет. — ?! — Не умею пить. А зачем продолжать пытаться делать то, что не умеешь.
И наступил такой момент, когда я сказал себе: «Все!» Я в этом плане простой человек: если я говорю «нет», значит, нет. Так и будет. Я же живу по принципам.
— Как неумение пить проявлялось – срывали спектакли? — Никогда! Я самому себе не нравлюсь пьяным. А трезвый — нравлюсь. Вот и вся причина.
— Вы способны на подвиги? Например, ради любимой женщины. — (Смеется.) Нет. Подвиг и я – мы отдельно стоим друг от друга. А вот трюковые сцены я люблю. Помню, снимался в Екатеринбурге в своем первом фильме «Привет, малыш».
По сценарию мне нужно было пройти по узкой колее между двумя поездами, с бешеной скоростью несущимися навстречу друг другу. Но я же не знал, что в такой ситуации нельзя идти резко – это реально опасно для жизни.
Все лежали – оператор, режиссер, а я по команде «Мотор» как вскочу и – ходу! Как меня не затянуло под колеса – до сих пор понять не могу.
— Алексей Маклаков – донжуан или наоборот — закоренелый семьянин, как на экране? — Да нет – я не вызываю у женщин какого-то ажиотажа. Хотя сам я раньше влюбчив был чрезвычайно.
Мне все женщины казались (да и кажутся по сей день!) самыми красивыми, необычными и лучшими в мире существами. И я довольно долго оставался ветрено-романтическим шалопаем.
— Кстати, если не вторгаюсь в святая святых, нынешняя ваша семья – какая по счету? — У меня третья семья, и мне кажется, что это нормально.
Одна бывшая жена после развода вышла замуж за иностранца и с моей дочерью Николь живет в городе Лондоне, но канадском. Есть еще в другой бывшей семье сын Илья – мы с ним вместе снимались в продолжении сериала «Солдаты». Всего у меня шестеро детей.
«МАКЛАКОВ ЗА ДЕНЬГИ НЕ ПРОДАЕТСЯ»
— Какое из актерских амплуа ваш конек – комик, трагик? Что любите, за что не возьметесь? — Я актер и человек из провинции. А мы «синтетические» — все умеем. Просто кто-то хуже, кто-то лучше.
— В плане выбора ролей вы требовательный актер? — Со мной не очень легко снимать кино. Я человек нервный, напряженные отношения у меня бывают и с режиссерами, и с операторами. Не потому что я считаю себя профессионалом, а их нет.
Скорее, наоборот. Основа всех трений и споров – творческая. Иногда я могу что-то «проглотить», грубо говоря, и двинуться вперед, а иногда не «проглатываю», потому что вырос на улице и у меня есть свое понятие о чести, долге, этике отношений.
С какой стати я буду подстраиваться под чуждые мне идеалы, и ломать всего себя, непонятно во имя чего? Не будет этого.
— У вас есть список ролей, которые вы бы хотели сыграть? — Какого-нибудь Гамлета? Не хочу я его играть! И никогда в жизни не хотел. Знаете, чего я хочу?
Мне бы на пенсию побыстрее свалить, построить дом на берегу моря. Там рыбалочка – замечательно! Ох, как я хочу жить у моря…
— При ваших гонорарах, наверное, это уже реально. — Вот с этим-то как раз проблема — не могу сказать, что я суперсостоятельный человек. Потому что всегда жил и живу по принципу: 99 процентов всего, что зарабатываю, уходит на мою семью.
Что касается меня, я – аскет. Неприхотлив, могу носить одни джинсы лет пятьдесят, и абсолютно не заморочиваюсь на эту тему. Мы до сих пор живем в маленькой двухкомнатной квартире, в которой я не даю интервью, потому что там мало места.
А что касается каких-то баснословных гонораров, то мне предлагали нечто, что можно один раз сделать и потом не горевать всю жизнь. Но я отказался, потому что не вижу в этом смысла.
— То есть вы не станете из-за быстрых денег мельтешить на экране? — Исключено.
— А если какой-нибудь олигарх предложит вам надеть форму прапорщика и прочитать своему непутевому сынку лекцию о вреде службы в российской армии?
— И звонят, и предлагают. Даже просто посидеть в компании за определенную сумму… Не дай Бог, что-то нехорошее коснется моей семьи, и — поеду. Но только для других, не для себя. Надеюсь, до этого не дойдет.
— Можно сказать, что актер Алексей Маклаков и Алексей Маклаков в быту — это два разных человека?
— В жизни я более жесткий. Закрытый. Очень люблю одиночество. Тяжелый тем, что на все реагирую как ребенок лет двенадцати. Как любой, наверное, актер. Ранимый-не ранимый, я не знаю, как это называется.
— У вас есть какие-то «тайные» увлечения? — Автомобиль люблю — обожаю погонять… чуть-чуть. А самое тайное и самое страстное увлечение – игра в футбол на компьютере. Еще я заядлый болельщик, болею за московский «Спартак».
— На что тратите свободное время? — На сон и только сон. Почему я улетаю на юг и меня никто не видит – ни на пляжах, нигде? Потому что сплю. Люблю остановиться в тихой съемной квартирке, сам постоять у плиты…
— Яичница, сало, картошка с селедкой? — Вот тут уж нет – я эстет в еде. И готовлю разные блюда. Мой «конек» — китайская кухня. А китайская кухня – это соус. Соус – вообще самое важное в кулинарии, все остальное у всех народов практически одинаково готовится.
— Пусть не Гамлет, но у вас же есть какие-то творческие мечты? — Если в творчестве – то некие «большие надежды» я связываю, например, с Высшими режиссерскими курсами, которые скоро надеюсь закончить.
Но больше всего на свете я бы хотел близких мне людей сделать счастливыми. Больше — ничего.
— А в памяти зрителей каким «кадром» хотели бы остаться? — С улыбкой, наверное.