«Моя жена спит до обеда, потому что полночи сидит в соцсетях, детьми не занимается, перестала убирать квартиру, со мной не общается. Что делать?»
Является ли Интернет-зависимость грехом? Что является причиной зависимости, и как с ней справиться? На эти вопросы ответили священнослужители и православный психолог.
Игорь Фомин, протоиерей: В наше время мы всё чаще замечаем, как взрослые люди очень много времени уделяют социальным сетям. Я уже не говорю о детях и подростках…
На просторах Интернета люди выстраивают виртуальную жизнь, тем самым подменяя реальную жизнь и живое общение. Ведь в сети можно создать другой образ себя, который сильно отличается от настоящего.
Грех ли это? Любая зависимость лишает нас свободы, которую даровал нам Бог. И человек становится порабощенным. И, конечно, это грех.
Интернет сам по себе — это не плохо. Это всего лишь инструмент, который может помогать нам в тех или иных делах. Или же разрушает нашу жизнь. Каждый выбирает сам!
Никита Яночкин, православный психолог: Интернет-зависимость является попыткой «сбежать» в другую реальность.
Для этого могут быть самые разные причины: неудовлетворённость жизнью, недовольство собой, конфликты между супругами, послеродовая депрессия, общение на стороне…
Думаю, откровенный разговор между мужем и женой здесь неизбежен. Мужчине нужно без упреков и претензий выразить свои переживания по поводу того, как грустно ему приходить в неубранный дом и видеть спину жены, которая выбирает общаться с кем-то, но только не с детьми и мужем.
Также можно мягко спросить, что её тревожит в данный момент. Я бы рекомендовал так же обратиться к семейному психологу, который поможет лучше понять причину этой ситуации и найти варианты решения.
Павел Островский, иерей: Дело в том, что большинство людей, которые подвержены тем или иным страстям, не хотят признавать, что они по-настоящему любят эти страсти.
И когда мы должны бросить то, что любим, или того, кого любим, мы сталкиваемся с жуткой скорбью. Это очень больно.
Поэтому всеми правдами и неправдами люди стараются оправдать свои страсти. Они не стараются с ними бороться, чтобы не испытывать боль. Это, кстати, касается не только компьютерной, но и других видов зависимостей.
Апостол Павел в Послании к коринфянам пишет: «Всё мне позволительно, но не всё полезно. Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Плохо не то, что ты в компьютерные игры играешь, а плохо то, что ты не можешь не играть. Если человек зашёл в Интернет на полчаса, я не думаю, что это причинит вред его душе. Но если человек там зависает по несколько часов в день, это плохо.
И плохо даже не то, что он находится в праздности, а то, что даже если он захочет это прекратить, у него сразу не получится.
Поэтому для начала нужно признать себя больным человеком. И начать искренне просить помощи у Господа. И потом с благодарностью принимать помощь от Бога.
Она может быть самая разная: человек может заболеть или к нему придёт какое-то утешение. Но всё начинается с искренней и честной молитвы Господу Богу.
Без молитвы очень трудно победить какую-либо зависимость. И даже если человек проявит волю и прекратит так долго пребывать в Интернете, то может наступить скука, и он опять возьмётся за старое.
Получается, что здесь ещё нужно научиться чем-то занимать себя в то время, которое высвобождается.
Сам Христос на эту тему говорит так: «Сей род изгоняется молитвой и постом». Про молитву я уже сказал, а пост — это воздержание.
Когда, то, что нам очень нравится, мы не допускаем в своей жизни. Это касается не только компьютеров и Интернета, но и переедания, и прочего.
Род бесовский изгоняется только молитвой и постом. Советую начать хотя бы с молитвы. Пусть она будет очень короткая, но искренняя: «Господи, погибаю. Спаси меня от этой зависимости».