Я уже вижу толпу разгневанных поклонников, идущих на меня с вилами. ))) Да-да-да, на святое замахнулась. Это же классика! Народное, наше, любимое, доброе! Только мне этот фильм добрым никак не видится.
Конечно, снята картина мастерски. Просто вне всяких похвал. Фильм прекрасен! Игра актеров просто отвал башки. Сколько жизни, сколько экспрессии, сколько чувств в каждой фразе!
Антураж, декорации, костюмы — попадание 100%. Образы — схвачены на 100%. Но вот в образах все дело. Лично мне главные герои этого фильма никогда не нравились. Дальше я буду излагать сугубо мое личное мнение.
Итак. Что мы имеем. Деревню. Во всех смыслах. В некоей деревне, которых в СССР было великое множество, проживает самая обычная семья Кузякиных.
Василий, его жена Надежда и трое их детей: дочь Людка, уехавшая в город, но вернувшаяся обратно в деревню после неудачного брака; сын Лёнька и младшая дочь Оля. Почему я не написала «глава семьи Василий»?
Да потому что в этой семье мужик — Надюха. Она принимает решения, она заведует финансами, она ведет хозяйство. А Василий… А у Василия голуби. Нет, он, конечно, что-то там зарабатывает и копейку в дом тащит, кой-чего и починить может…
Но не то это, не то. Василий натура по деревенским понятиям не от мира сего — мечтатель, совершенно непрактичный, инфантильный — этакий телочек, которого можно взять и увести, что, собственно, в фильме и происходит.
Он не опора и надежа, а просто штаны в доме. Да и жена верховодит, крутит им, как хочет. Это ясно с первого же эпизода — Надежда орет на него, потому что он последние семейные деньги потратил на голубей. 30 рублей по тем временам хорошие деньги были.
А Василий не может расставить приоритеты, сделать выбор между своим «хочу» и «надо» — потратил всю заначку на свою мечту — парочку чубатых голубей.
И вернулся-то он к жене вовсе не потому, что оценил ее как человека, а потому, что его там не заставляют скакать у плиты по фен-шую и мяса дают, сколько хочется.
Ну и к голубям своим любимым. Добрый — да. Немного наивный. Но инфантильный. Как говорит моя подруга — его дело детей делать и Москву спасать. Впрочем, он самый безобидный персонаж из трех главных.
Раиса. Ее многие жалеют — несчастная, мол, женщина, измучилась от одиночества. Да, она по-своему несчастна: отвергнутая с самого рождения отцом, который «очень хотел мальчика», недополучившая родительской любви, видимо, с ранних лет усвоила, что любить ее «просто так» никто не будет.
Но лично для меня человек, пытающийся разрушить семью, жалости не достоин. Раисе важен эпатаж, удерживание внимания на своей персоне. Она и одевается как клоунесса: белое жабо, ярко-красный беретик, красный шарфик.
Да, она одинока, и, на мой взгляд, все ее увлечения мистикой это способ «наколдовать» себе жениха. Видимо, кто-то ей сказал, что у ее жилища плохая энергетика, поэтому она и не замужем. Кактусы, расставленные по всей квартире, должны «откачивать плохую энергию».
Возможно, что на Василия она смотрела как на результат своих экспериментов — вот оно, счастье, кактусы сработали. Но Раиса по сути точно такая же деревенщина, как и Надежда. Я даже думаю, что в город она попала лимитой и нахваталась тут модных штучек.
Хабалистость в ней то и дело прорывается наружу. Апофеоз наступает в эпизоде, когда она, разлучница, со скандалом покидает дом Надюхи, пинком вышибая дверь.
«Зараза! Тьфу, деревня!» — кричит она, и в этот момент мы видим реальную Раису — такую же скандальную деревенскую тетку, как и Надюха, но при этом страстно желающую не иметь с деревней ничего общего.
И если поначалу Василий испытывает от нее восторг — наконец-то нашел родственную душу, которая его поймет, то вскоре приходит осознание, что Раиса мало чем отличается от Надежды, а весь мистическо-эзотерический антураж всего лишь шелуха, чтобы привлечь к себе внимание.
Надежда. Это самый отталкивающий персонаж в этой картине. Она постоянно нарушает личные границы мужа и детей, грубо ими манипулирует — грозит дочери проклятием, если та простит отца. Грозит Василию расправиться с голубями.
Ложится на кровать и разыгрывает умирание — нехилая травма у детей, скажу, после этого. Попрекает старшую дочь тем, что она вернулась к ней после развода. А куда ж еще ей вернуться? Где ж ей еще искать поддержки?
Младшую корит за то, что защищала отца. Завиноватила ее до такой степени, что ребенок в слезах кинулся ее обнимать, но она отрывает ее от себя и отталкивает.
Обвиняет детей в том, что они считают ее плохой, а когда Людмила указывает ей на то, что никто ей подобного не говорил, отвечает феноменальной фразой: «Да что ж, я не вижу что ль, что вы все думаете, что отец из-за меня ушел?!»
Она легко переступает через то, что дрого ее близким, играет на их чувствах. Она постоянно бьет по больным местам близких. Точно, прицельно, чтобы причинить максимальную боль.
Она просто злая женщина. Все ее поведение — точно такой же эпатаж, как и у Раисы, игра на зрителя только ради того, чтобы услышать, какая она замечательная, как ее все любят. А для близких у нее одно слово — паразиты.
Она ведет себя как психологический агрессор, но при этом выставляет себя жертвой. И ее жалеют! Как же — муж ушел. Бросил! С тремя детьми! А когда Василий возвращается, она закрепляет его возвращение самой манипулятивной мерой, какую только может предпринять женщина, пытающаяся удержать мужчину: беременеет.
Теперь Василий уж точно никуда не денется. Кстати, глупая затея, не повторяйте этого дома: мужика детьми не удержишь.
Меньшов, конечно, снял фильм гениально. Каждый из образов проработан до мелочей, каждый жест, каждое выражение лица. И Нина Дорошина свою Надюху сыграла невероятно достоверно.
Но тем ужасней образ Надежды — он не придуман автором сценария, он взят из жизни. Думаю, что любой может припомнить парочку таких злых баб в своем окружении. Они уничтожают все, до чего дотягиваются, но виноваты у них всегда другие, а они — «Я така жертва, я така жертва!» (с)
Многие в защиту Надежды пишут, что, мол, в конце фильм она поняла, что вела себя неправильно по отношению к Василию и его увлечению… А я не верю.
Она просто поменяла тактику. Притихла на время, чтобы он опять не сбежал. А родится ребенок — и все начнется сначала. Потому что «Я тебе четверых родила, а ты, паразит, все с голубями своими вошкаешься!» А вы что думаете об этих персонажах?