Как спецслужбы использовали бесконечную любвеобильность актёра в своих целях

— Коллег, тоже работавших на КГБ, Вы знаете?
— Да, безусловно.

— Это популярные актёры?
— И не только актёры. Но я никогда не назову их фамилии. © из интервью

Михаил Козаков

КГБ не раскрывал имена своих агентов. Откуда Михаил Козаков мог знать их? Существуют неподтверждённые мифы о сотрудничестве с Комитетом Государственной безопасности многих известных личностей, но походит это, скорее, на «утку».

Те же, кто отказался от сотрудничества, гордо заявляли об этом на каждом углу, начиная со времён «перестройки и гласности».

А вот прославленный актёр и режиссёр описал свою работу с комитетчиками в одной из своих автобиографических книг и рассказывал о сотрудничестве в многочисленных интервью.

Почему же Козаков не стеснялся этого, ведь тогда было принято радоваться падению «кровавого» режима, устремляясь помыслами в счастливое светлое будущее?

Спойлер: иллюзии у большинства развеялись довольно быстро, в 1990-е многим пришлось не жить, а выживать.

Михаил Михайлович ещё легко отделался, но как человек эмоциональный страшно переживал свою невостребованность, намыкавшись в Израиле, а потом и вернувшись на Родину.

Михаил Козаков в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975) и с Анастасией Вертинской в фильме «Человек-амфибия» (1961)

Козаков объяснял свою откровенность просто: «Не мог больше носить в себе!» Он увлёкся писательством, что спасало его в Израиле, и с тех пор выплёскивал на бумагу все подробности своей личной жизни и жизни театральной/киношной среды.

Но эта среда, в которой в советское время гуляли диссидентские настроения, не ополчилась на МихМиха. Почему? А потому что, по его словам, актёр никогда не стучал на коллег, а задания получал совсем иного рода.

— Благами меня не осыпали и денег не платили, но намёк был: «Будешь посвободнее, чем другие». Это тоже сработало… Для меня тяжкий крест был — с этим жить, я думал: «Как же так? Ты хочешь считать себя порядочным человеком, а сам…», — вздыхал Козаков.

Михаил Козаков в фильме «Убийство на улице Данте», 1956

Соблазнение прекрасной журналистки (или шпионки) по заданию КГБ: «Я влюбился, и это меня спасло»

В 1957 году Козакова завербовали для борьбы с иностранными разведками, пообещав, что не потребуют от него слежки за советскими людьми. Это произошло перед фестивалем молодежи и студентов в Москве.

Через год первым его заданием стало соблазнение американской журналистки Колетт Шварценбах. Надо было очаровать её, закрутить роман, а дальше ждать указаний от куратора. Козакову выделялись деньги под отчёт на посещение ресторанов и прочее.

Читайте также  Она хотела семью, но получила её лишь со второго раза и ненадолго: личная драма Дарьи Мороз
Михаил Козаков в фильме «Убийство на улице Данте», 1956

У Михаила была очень бурная личная жизнь. Видимо, поэтому его, обладавшего довольно утончённой внешностью, элегантностью (хореографическое училище всё-таки в юности) и хорошими манерами, отправили покорять Шварценбах, по утверждению Козакова, настоящую красавицу.

Но комитетчики не учли влюбчивости актёра, искренне влюблявшегося во всех своих жён и мимолётных подруг.

Михаил Козаков в роли Гамлета и Галина Григорьева в роли Гертруды в спектакле по пьесе Вильяма Шекспира «Гамлет» на сцене Московского театра имени Маяковского, 1957

Михаил фактически никогда не был одинок — ушла одна, тут же штурмовал другую.  Не получалось — Казанова увлекался следующей! Так что задание актёр провалил, влюбившись в прекрасную Колетт.

— Я влюбился, и это меня спасло: во всём ей признался, — рассказывал в интервью Козаков. — Открылся ей, кто я, что делаю в Сочи, и решил, что на этом всё, поскольку не выполнил то, чего от меня ждали. Было страшно, что со мной сделают за провал задания?

Кадр из фильма «Хождение по мукам», 1957-1959

С ним, естественно, ничего не сделали, а впечатлительный актёр даже написал сценарий по мотивам своего «приключения», назвав его «Мне Брамса сыграют».

О любвеобильности актёра ходили легенды

Валентин Гафт, в своё время увлекавшийся ядовитыми эпиграммами, не пропустил и известного ловеласа Козакова, написав:

Неполноценность Мишу гложет,
Он хочет то, чего не может,

И только после грамм двухсот
Он полноценный идиот.

Все знают Мишу Козакова —
Всегда отца, всегда вдовца.

Начала много в нем мужского,
Но нет мужского в нем конца.

Все гадали, пошлый или не очень смысл вкладывал Гафт в концовку с концом. Сам Козаков находил, что он многое не доводил до конца в жизни, вот, мол, Валентин и высказался в этом ключе.

Хотя можно предположить и бесконечность любвеобильности и мужского начала в артисте, обожавшем женщин.

Михаил Козаков и Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия», 1961

А какие задания удалось выполнить незадачливому агенту?

Потом кгб-шники назначали встречи, прося рассказать, что было на каком-нибудь приёме в посольстве: про посла и его окружение.

Диссидентское состояние ума самого Козакова их не интересовало, ему делали замечания лишь за невоздержанность с выпивкой и неуёмную болтовню.

Более или менее существенное задание Михаила — наблюдение за первым секретарем американского американского посольства Робертом Армстронгом, с кем актёры познакомились во время приёма в посольстве.

Козаков писал, что приходил к нему домой не единожды с «молодыми тогда товарищами из художественной интеллигенции» (может быть, поэтому Михаил считал, что знает тех, кто тоже работал на КГБ).

Читайте также  Как сейчас выглядит родная сестра Наташи Королевой, которая была востребованной певицей и собирала стадионы

Секретарь был молодым приятным человеком и с удовольствием выпивал с творческими людьми.

Михаил Козаков и Елена Козелькова в спектакле театра «Современник» «Всегда в продаже»

Какие-то, видимо, важные для КГБ сведения Михаил передавал, сам же он рассказал лишь, что … украл у Роберта книгу!

Это был «Альманах IV» — «Воздушные пути» на русском языке, изданный в Нью-Йорке в 1955 году, где — в том числе — были опубликованы стихи Иосифа Бродского, которые Козаков с удовольствием декламировал, и стенограмма ленинградского процесса.

Олег Ефремов, Михаил Козаков, Олег Табаков

Кстати, КГБ регулярно проводил неформальные встречи с актёрами. Козаков вспоминал в мемуарах, как они вместе пили и беседовали.

Вся «головка» театра «Современник» во главе с Олегом Николаевичем Ефремовым была приглашена в особняк КГБ на улице Чехова.

Сначала мы сыграли концерт в зале на 100–150 мест, где сидели сотрудники московского КГБ (некоторые лица показались нам всем откуда-то знакомыми), а затем были приглашены в красивую комнату, где стоял шикарно накрытый стол.

Когда мы поели и выпили водки (а также коньяка), сидевший во главе стола большой чин начал с нами беседовать о театре, культуре и литературе. Находясь под влиянием винных паров, ободрённые дружеским тоном беседы, мы искренне рассказали о себе всё.

Иногда за столом возникали даже споры о том или ином журнале, писателе или его произведении.

Мы хвалили Солженицына, «Новый мир», В. Аксёнова, В. Некрасова и им подобных. Ругали: А. Софронова, В. Кожевникова, Н. Грибачева и подобных им.

Из беседы нам всем (Ефремову, Волчек, Евстигнееву, Щербакову, Табакову и другим товарищам) стало ясно, что подобные откровенные и дружеские встречи с московскими театрами уже были и ещё будут проведены товарищами из КГБ Москвы.

Михаил Козаков и Анастасия Вертинская в фильме «Безымянная звезда», 1978

А вот просить писателя Виктора Некрасова вернуться в СССР Михаил не стал, так как это было нарушение уговора со стороны КГБ — не работать с советскими людьми.

— Во всех разговорах со мной за время моего многолетнего с ними сотрудничества (с 56-го по 88-й год) никто никогда на меня голос не повышал, ничем не грозил, денег мне не платил, званий и квартир не давал, — писал актёр в мемуарах.

— Напротив, были вежливы, предупредительны, просьбами почти не обременяли, всегда выпускали за границу, а дважды и мою бывшую жену (фамилию не называю), за которую я, как член их организации, дважды поручился. Один раз зря.

Она, поехав в 88-м году в Америку по приглашению нашего товарища, господина Роберта Де Ниро, осталась там навсегда, бросив и родину, и поручителя. Но даже после этого вопиющего случая КГБ ничего мне не сделал.

Читайте также  Актриса Валерия Ланская боится бедности и одиночества: причины распада ее отношений
Михаил Козаков в роли Феликса Эдмундовича Дзержинского в фильме «Синдикат-2», 1980

Козаков воспользовался связями с КГБ, когда его сын собирался в армию, и был страх, что он попадёт в Афганистан. Комитетчики пошли навстречу артисту, Кирилл служил в Театре Советской армии. А Колетт Шварценбах однажды нашёл НТВ и снял о ней фильм.

— Она старуха (на два года старше меня), да и я теперь старик, — сентиментально вспоминал о просмотре фильма Михаил. — Когда её стали расспрашивать о тех событиях, говорила она очень деликатно.

Я смотрел, смотрел на неё и… расплакался, а потом снял трубку и произнес: «Колетт, я был дико в тебя влюблён и люблю по сей день».

Михаил Козаков в роли Феликса Эдмундовича Дзержинского в фильме «20 декабря», 1981. «Когда я сыграл товарища Феликса Эдмундовича Дзержинского, я был награжден Государственной премией РСФСР и двумя премиями родного КГБ с почётными дипломами. Я был лично знаком с председателем ленинградского КГБ товарищем Носыревым, поскольку он консультировал картину по сценарию Юлиана Семенова «20 декабря»»

К тому, что Людмила Гурченко отказалась работать на КГБ (а предложение ей сделали в том же 1957 году перед фестивалем), и её надолго выкинули из профессии, Козаков относился скептически.

Людмила Гурченко в молодости

— Думаю, Людмила Марковна несколько преувеличивает. Она (а я Люсю люблю, уважаю!) говорит: «Долгие годы я не снималась в кино». Посмотрел ее послужной список: по-моему, не было ни одного года без роли в том или ином фильме.

Другое дело, что не попадалось таких блестящих, как в «Карнавальной ночи». Наверное, нежелание выполнять задания органов отразилось на ее актёрской судьбе, но, вообще-то, не совсем это так…

Михаил Козаков и Людмила Гурченко в спектакле «Современника» «Сирано де Бержерак», поставленном в 1964 году

Актриса сетовала на то, что её чуть ли не погубили из-за «левых» концертов, оплата за которые шла мимо кассы прямо в карман артиста в конвертике. Мол, не одна же я так делала!

Однако именно Гурченко пропесочили в газете, а в то время это был грандиозный скандал. Но, может быть, её просто выбрали для показательного осуждения? Ну а Людмила Марковна строила свои теории, обижаясь на «расправу»: «почему именно я?!»

Михаил Козаков в фильме «Трудное счастье», 1958

— Хотя лично мне и самому хотелось бы увидеть папку с моим делом как тайного сотрудника ЧК – КГБ, я просто по-человечески рад, что дело не дошло до взятия Бастилии, и консерватория имени Феликса Дзержинского тогда уцелела, — заканчивал свои воспоминания о работе на КГБ Михаил Козаков.

— Если дойдёт, то беспристрастный потомок разберётся и вынесет свой приговор, сверив содержимое моей папки с тем, что я написал в этом доносе на самого себя. Михаил (фамилию и кличку не называю).

Источник

Оцените статью