В актерской среде «проживает» немало различных суеверий. Например, нельзя грызть семечки на сцене, а если на пол упал сценарий или текст пьесы, надо поднять и посидеть на нем. А то удачи не будет.
Верят, что нельзя в гроб ложиться и многие не желают изображать нечисть всякую злую. У Олега Басилашвили спрашивали, не страшно ли было играть Воланда в сериале «Мастер и Маргарита»? Он ответил, что в приметы не верит.
Вырабатывались эти суеверные приметы в течение многих десятилетий и, как мне кажется, передаются из одного актёрского поколения в другое.
В истории отечественного театра есть и «прОклятые» пьесы Старые актёры, те, из настоящих, обязательно расскажут про дурную славу пьесы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
Фраза Неизвестного, сказанная Арбенину: «Несчастье с вами будет в эту ночь!», всегда звучит пророчески страшно.
Судите сами. Премьера спектакля по этой пьесе прошла прямо накануне Февральской революции.
Ее поставил Всеволод Эмильевич Мейерхольд в Петербурге на сцене Александринского театра. Спектакль был зрелищный и всех ошеломил. Но не только необычно – чёрным оформлением, а именно своим пророческим общим мотивом – конец, расплата и смерть.
Особенно часто вспоминают эту фразу Неизвестного на чёрной мертвой сцене с остановившимся движением. Что будет после революции – знают все.
Художественный фильм «Маскарад» кинорежиссёр Сергей Герасимов снял в 1941 году. Премьера была 21 июня.
Но и это ещё не все. 21 июня 1941 года в Москве в Театре Вахтангова тоже была премьера «Маскарада». На следующий день началась Великая Отечественная война….
Вы скажете, что совпало так? Возможно. Но вот вам еще один пример. Про моего любимейшего советского актёра Олега Борисова. Известного, но, по моему мнению, не совсем реализовавшегося.
Конечно, о нем надо написать отдельно. Как он уходил от Товстоногова, как накануне своего 60-летия ушёл от Ефремова из МХАТА и лишился наград и привилегий.
Сейчас про «Маскарад». Режиссёр Леонид Хейфец пригласил Борисова в Театр советской армии, хотя знал, что актёр слишком требователен. И не только по отношению к себе.
Борисов был уже болен, но репетировал лермонтовского героя, безжалостно превозмогая себя и мучая всех остальных. После премьеры Олег Борисов умер. Теперь ему можно поклониться на Новодевичьем кладбище.
Потом пригласили играть Арбенина Сергея Юрского. Через неделю ему стало плохо. Молодая Ольга Кабо ушла из спектакля, не выдержав этой страшной ауры.
Вот такие истории. Их много в нашем искусстве. Было бы для кого вспоминать. Тайна притягивает. А если это тайна про настоящее – тем более. А кто-то говорит – суеверия….