«Единственная» — фильм Иосифа Хейфица на необычную для советского кинематографа тему женской неверности. В основу сценария лег рассказ Павла Нилина «Дурь».
Простой парень Коля Касаткин уходит в армию, на гражданке его остается ждать жена Танюша – его идеал женской красоты, чистоты и нежности.
Вернувшись, Коля узнает о неверности Тани: доброхоты донесли, что она «погуливала» с руководителем хора Борисом.
Супружескую пару в этом фильме сыграли Валерий Золотухин и Елена Проклова, а роль руководителя хора, «обшарпанного соблазнителя» исполнил Владимир Высоцкий.
Как работалось на съемочной площадке с Владимиром Высоцким, каким он был человеком, вспоминает Елена Проклова.
Интересный факт, что Высоцкий и Проклова жили в одном доме на Большом Каретном. Росли, конечно, не в одной компании: разница в возрасте 15 лет.
Но у Елены определенно есть понимание той атмосферы, в которой жил Высоцкий в юности. Интересно, как она описала его мотивы стать популярным.
По ее мнению, всему «виной» комплексы Высоцкого. Игрой на гитаре он хотел привлечь девушек и компенсировать в их глазах свои недостатки.
Этот образ крутого мужчины, мужчины №1, который всех покорял, в которого были все влюблены, он в памяти тех, кто был с ним знаком, преображается в образ мужчины, который был достаточно закомплексован.
Он был комплексуал. Должна сказать, что это было то время, когда тот, кто мог держать в руках гитару, в любом дворе всегда был любимец. Было совершенно не важно, ни как он выглядит, ни что он из себя представляет.
И все девчонки сходили с ума. И я думаю, что это самоутверждение Володи, оно началось с тех лет, когда ему не хватало роста, красоты, и когда его темперамент требовал, чтобы в него были влюблены. С этого все началось. Елена Проклова, «Пусть говорят» 25.01.18
Елена и сама попала под магию исполнения Высоцкого на пробах фильма «Единственная». Высоцкий не знал, как подойти к этой необычной для себя роли, как он сам говорил, «обшарпанного соблазнителя». Тогда Хейфиц попросил Высоцкого спеть для Елены:
Он сел передо мной на колени, взял гитару и начал петь «Очи черные», только пел он: «Очи синие». И спел он так наотмашь. И когда он закончил эту песню, у меня в глазах стояли слезы.
Я была практически влюблена, потому что было очень талантливо. И Хейфиц ударил в ладонь и сказал: «Вот именно этим он и взял эту героиню! Вот именно так ты будешь петь, а ты именно так будешь слушать». Елена Проклова, «Пусть говорят» 25.01.18
Съемки фильма проходили в Ленинграде. Елена вспоминает: группе московских артистов купили билеты на «Красную стрелу», но все они очутились в разных вагонах, а по прибытии ждали друг друга на ленинградском перроне.
Последними появились Высоцкий и Марина Влади. Высоцкий шел с гитарой, а Влади катила за ним два их чемодана.
И тут из последнего вагона вышли две фигурки: Высоцкий и Марина Влади. Столько лет назад это было, а как сейчас вижу: он шагает впереди легкой, можно сказать, шальной походочкой, курточка нараспашку, шарфик через плечо, а в руках гитара, по ходу дела что-то наигрывает…
Два огромных чемодана тащила — точней, катила на колесиках (тогда такие чемоданы были в диковинку!) — Марина. А одета она была в шикарную, до пят норковую шубу… Ну не был в тот момент Высоцкий джентльменом, и что с того…
Поскольку Влади тоже женщина русская, то она все понимала, не ругала мужа, не роптала. Елена Проклова, 2003 год, газета «Суббота»
На съемочной площадке они пересекались нечасто: у Высоцкого был слишком напряженный график. Даже совместные сцены умудрялись играть поодиночке.
Сначала режиссер подыгрывал Елене, затем уже Высоцкому. Так было со сценой, где их герои объясняются друг другу в любви. Хейфиц вспоминал Высоцкого как очень ответственного и дисциплинированного актера.
Он всегда прислушивался к замечаниям режиссера, а однажды даже сделал невозможное: съемки срывались из-за нелетной погоды, а Высоцкий договорился и прилетел на военном самолете, чем спас всю группу.
Сколько он замечаний несчастному Высоцкому делал! И Высоцкий беспрекословно слушался. Он очень хотел играть. Володя же в кино был не очень востребованным. В общении оказался прекрасным парнем, улыбчивым и смешливым.
Не было в нём ни заносчивости, ни понимания своей особой значимости. Трогательный, волнующийся за свою роль человек. Он все время спрашивал: «Ну что, получилось? А можно я ещё один дубль сделаю? Елена Проклова, журнал «7 дней», 2016
С самолетом связана еще одна история. Только теперь уже Высоцкий не прилетел на военном самолете, а экстренно посадил гражданский, чтобы Елена Проклова успела на спектакль во МХАТ.
Из-за метели не давали посадку, а время, чтобы успеть на спектакль, было рассчитано по минутам. Тогда Высоцкий договорился с пилотами, чтобы они передали на землю, что у них заканчивается топливо.
Оказывается, он договорился с экипажем об аварийной посадке… за концерт. И когда я помчалась в театр, то он остался в аэропорту давать обещанный бесплатный концерт.
Так что, можно считать, тот концерт Володя посвятил мне. Елена Проклова, 2003 год, газета «Суббота» Никто из уважаемых читателей, случайно, не попал на этот экспромт-концерт Высоцкого в аэропорту?
Фильм «Единственная» стал лидером проката: в год выпуска его посмотрело 33 миллиона зрителей. На международном кинофестивале в Панаме Елене Прокловой был присужден приз «За лучшее исполнение женской роли».
Владимир Высоцкий не раз бывал в гостях у Елены и ее родителей. Брал гитару и погружал всех в свой мир. Я даже просила: «Вова, хватит! Дай поесть, дай попить!» — вспоминает Елена Проклова.
Не секрет, что многих волнует, связывало ли Елену и Владимира что-то большее, чем дружба. На вопрос, был ли Высоцкий героем ее романа, посвящал ли ей песни, актриса ответила так:
Володя был галантным мужчиной и, естественно, мне, не самой последней женщине в этой стране, делал массу комплиментов. Я за чистую монету все не принимала, но что было, то было.
Есть какие-то вещи, которые должны оставаться за кадром. Сколько теперь людей говорят: «Вот мы с Вовкой, с Володькой!» Меня это шокирует. Боже мой, да, может быть, человек ради красного словца, под настроение сказал: «Ленуся, я тебе песню посвящаю!»
В конце концов, даже если и посвящал, то это личное дело. Другой разговор, если бы это было самим Высоцким разафишировано. А какое право мы имеем менять то, что уже исторически сложилось? Елена Проклова, 2003 год, газета «Суббота»