Ирину Метлицкую называли одной из самых ярких актрис постсоветского кино: красивая, талантливая, незаурядная. Ее карьера пришлась на сложное время: в перестройку кино почти не снимали.
У нее было немного ролей (“Куколка”, “Палач”, “Макаров”, “Радости земные”, “Черная вуаль»), но Ирина Метлицкая все равно запомнилась зрителям, как одна из самых красивых и загадочных женщин нашего кино.
На сцене или телеэкране она приковывала к себе внимание зрителей, а в личную жизнь не пускала ни любопытных журналистов, ни коллег: с ее именем не связано ни одного скандала, она не любила давать интервью, не жаловалась друзьям на жизнь и ничего не просила.
Такой характер. Не знали друзья и о серьезной болезни актрисы: ее уход в 1997 году стал неожиданностью для большинства из ее окружения. Ирине было всего 35 лет. Почему так произошло? Люди называют это по-разному: рок, удел или судьба…
Ирина родилась в городе Северодвинске Архангельской области, а выросла в Минске. Отлично училась в физико-математической школе и без труда поступила в университет на физический факультет, как того и хотели родители.
Только вот проучилась Ирина там меньше года. Родители не подозревали, что некогда старательная в учебе Ирина вместо посещения лекций и ведения конспектов в тайне готовится к поступлению в Щукинское училище.
Желание стать актрисой пришло к Ирине не на пустом месте. Еще в школе, в 10 классе, благодаря счастливому случаю она сыграла в фильме Добролюбова “Расписание на послезавтра”. Эта роль перевернула жизнь Ирины.
На следующий учебный год Ирина, благополучно отчисленная из университета за прогулы, как и задумывала, подала документы в «Щуку”. Многие поступают в театральные вузы годами, Ирину же приняли с первого раза.
Ее однокурсниками, как водится, стали дети московской богемы: знаменитостей, дипломатов, начальников… Они были хорошо одеты, с модными прическами, материально обеспечены, Ирина чувствовала себя провинциальной простушкой на их фоне , зажатой и неуверенной.
Она пыталась соответствовать: придумывала наряды из ничего, похудела, перекрасилась в блондинку.
Все изменилось после первого погружения в профессию: оказалось, никто из однокурсников не может затмить Метлицкую на сцене. Красота, пластика, стать — все было при ней.
Все ей давалось легко и без труда. За отличную учебу Ирина получала повышенную стипендию. На 4 курсе её пригласили в театр “Современник”, одну из первых на курсе начали снимать в кино.
Большинство ее однокурсников могло только мечтать об этом. У Ирины и в личной жизни был полный порядок, что особенно важно для девушки 20-ти лет.
В “Современнике” Ирина познакомилась с Сергеем Газаровым. Сначала, глядя на них, никто представить не мог, что они могут быть вместе: слишком разные. Но это была большая любовь. Любить самозабвенно — было еще одним даром Ирины.
Вспоминает актриса Галина Петрова, подруга Ирины Метлицкой:
Вместе они были 14 лет. Сергей носил жену на руках и с восточным темпераментом следил, чтобы никто из друзей-мужчин не смог близко приблизиться к его Ирине.
У пары родилось двое сыновей, при этом актриса умудрялась не делать серьезных пауз в работе. Благодаря своей конституции скрывала беременность до последнего, и рождение детей всегда становилось сюрпризом для ее близких.
Чтобы не упускать роли в кино, которых в 90-е было мало, кормила сыновей прямо на съемочной площадке.
Кто-то осудил бы Ирину за такую “жадность” к работе, но, как покажет жизнь, ей оставалось не так много времени, чтобы себя реализовать. Возможно, интуитивно она это чувствовала…
Коллеги восхищались Ириной Метлицкой. Андрей Соколов сравнил ее с Маргаритой Булгакова. Она была музой Романа Виктюка, ей был очарован Олег Табаков: “Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил”.
Сергей Маковецкий так вспоминал работу с Ириной в одном спектакле: “В нее влюблялись все — и мужчины и женщины — это был выход звезды”. У нее было много планов, но оставалось мало времени и сил.
В 1995 году актриса стала ведущей Московского кинофестиваля. Никому и в голову не приходило, что молодая, цветущая женщина, блистающая на сцене, серьезно больна. А у Ирины уже был подтвержден диагноз — острый лейкоз.
Ирина не хотела тревожить знакомых своей болезнью, не выносила жалости. В 1996 году она как будто исчезла. Разговоры ходили самые разные.
Кто-то говорил, что она уехала за границу; другие шутили, что она опять беременна и скрывает; до самой Ирины было не дозвониться.
В это время Сергей пытался спасти свою жену: оббивал пороги медицинских учреждений, хватался за любую надежду. Болезнь заметили слишком поздно.
Тем не менее, Сергею удалось вывезти Ирину в Париж, лучшие европейские онкологи приложили все усилия, но спасти актрису не удалось. В середине 1997 как гром среди ясного неба прозвучала весть об уходе актрисы, ей было 35.
Сергей взял на себя воспитание 8-летнего Никиты и 6-летнего Петра. Никита окончил МИЭФ, Высшую школу экономики в Нью-Йорке, работает финансистом.
Петр сначала профессионально играл на саксофоне, но затем все-таки решил не связывать свою жизнь с музыкой и занимается бизнесом.
Сам Сергей Газаров в конце 90-х годов вместе с братом открыл ресторан «Шелковый рис», пользующийся популярность и сегодня. Именно новое дело помогло Сергею справиться с депрессией и вновь обрести счастье.
В ресторане он познакомился с девушкой Еленой, ставшей впоследствии его женой. 18-летняя разница в возрасте не была преградой для их чувств. Вскоре после свадьбы Елена подарила Сергею счастье позднего отцовства: в семье родился сын Степан.
Сергей Газаров бережно хранит память об Ирине Метлицкой и поддерживает тесное общение с ее мамой. Мама Ирины даже считает, что новая жена Елена подходит Сергею больше, чем ее дочь:
«Мне порой кажется, что нынешняя жена Лена ему больше подходит, чем Ира. Она более самодостаточная, энергичная. Ира же полностью была подчинена Сергею».
Спустя почти 20 лет после ухода Ирины Метлицкой, Газаров смог принять свою утрату. В 2016 году на вопрос Татьяны Устиновой в передаче «Мой герой»: «Лечит ли время?» — он ответил так:
Время лечит. Только люди разное имеют под этим в виду. Я очень уважаю людей, которые в состоянии это [потерю] преодолеть. Любым способом. Прежде всего, работой. Просто человек должен идти дальше.
У него нет и никогда не будет другого выхода. Чем больше он может в себе преодолеть, тем быстрее он вернется в абсолютную норму. Считаю, что это единственный путь. Сергей Газаров, программа «Мой герой», 2016