Запрещали или нет крестить детей в СССР: что говорила официальная пропаганда и как поступали советские люди

В Советском Союзе никто не запрещал крестить детей, это делали все кому не лень. Прилюдно, никого не таясь и не опасаясь последствий. Подобные комментарии сегодня не редкость в сети.

В одной из статей на канале я мимоходом упомянул, что «в СССР запрещали крестить детей». И получил шквал негодующих комментариев, примерно таких:

Думаю, что автору нужно было эту фразу влепить для того, чтобы лишний раз СССР обгадить. Умища-то не хватает…
Или таких

Мозги не компостируйте. Кто запрещал в СССР соблюдать религиозные обряды?
Ну, и таких тоже: Автор хватит этих плевков в свою родину.

Неужели, в Советском Союзе не существовало никаких ограничений на публичное отправление религиозных обрядов?

Обратимся к пропаганде. Вот, например, советский сатирический плакат из перестроечного 1985 года прямо осуждает семьи, где в крещении новорожденных не видят ничего плохого для гражданина Советского Союза.

Плакат. Ленинград, издательство «Художник РСФСР». 1985 г.

«Он не «против» и не «за», просто он отвел глаза». Автор эпиграммы В. Капралова и ленинградский художник Виктор Желобинский (1936-2021), который также трудился в качестве художника-постановщика фильмов и сериалов

(«Шизофрения», «Бандитский Петербург», «Тайны следствия»), создали ясный и понятный современникам плакатный образ: — крещение детей – это отмирающий обычай, за который цепляются старики.

Молодым семьям строителей коммунизма не только не стоит заниматься подобным, а нужно сопротивляться и «не отводить глаз», когда их детей несут в церковь бабушки и дедушки.

Напомню, этот плакат создан в самом начале реформ Горбачева, а не во времена антирелигиозных гонений Сталина и Хрущева.

Партия и правительство официально осуждают церковные обряды, в том числе и таинство крещения. И порицают верующих и прихожан.

Да, никакого официального запрета на крещение, как детей, так и взрослых, для советских людей не существовало. И гэбисты не сидели в засадах возле храмов, фиксируя посетителей.

Читайте также  Легко отпускала мужчин: почему никто долго не выдерживал отношения с красавицей Маргаритой Тереховой

Наверное, для простого рабочего или служащего, не занимающего партийные или административные должности, посещение церкви никак не сказывалось на карьере.

Но если ты состоишь в партии (либо планируешь вступать) или в комсомоле, и на тебя «настучали», то лишиться партбилета за крещеного ребенка и вообще за посещение церкви, легко и просто.

Художник С. Кузьмин. Журнал «Крокодил» 1967 №2

Подпись к рисунку: — Ишь, горластый какой, весь в тебя! Наверное, тоже комсомольским вожаком будет!

Расскажу историю своей семьи Меня, новорожденного, мама в эпоху брежневского застоя отвезла в деревню в соседнюю область. Там «раба Дмитрия» и крестили в деревенской церкви, сегодня уже никто не помнит в какой.

Мама так поступила втайне и от властей, и от собственного мужа, моего отца. Потому что он был членом КПСС и на работе его могли ожидать неприятности, вплоть до выговора по партийной линии или исключения.

Да и сам он, убежденный коммунист и атеист вплоть до конца своих дней, никогда бы не зашел в церковь и не посещал ее и в XXI веке.

Случаи наказаний за крещение детей, пусть и единичные, строго показательные, у отца на производстве были. По крайней мере, в 70-ее гг.

Потому и везли меня в другую губернию за тридевять земель, чтобы никто из недоброжелателей не узнал и не сообщил анонимкой на работу.

И нательный крестик до конца 80-х я не носил, чтобы никто в детском садике и школе не увидел. Мама его даже дома не хранила, а отвезла в деревню к бабушке.

Отцу после возвращения с крестин все сразу рассказала, родители говорят, был грандиозный семейный скандал.

Вот для иллюстрации сатирический плакат «Крестили Садакова-сына», опубликованный в конце 60-х годов в Пермском университете. Прямо на нем указано:

Читайте также  «Я сам «подарил» любимую женщину Басову». Четыре брака и одна сумасшедшая страсть Вячеслава Шалевича

«Ассистент кафедры философии Г. Садаков вместе с женой (сотрудница Естественнонаучного института) крестили в церкви своего ребенка».

Общественное достояние

К плакату шла обязательная эпиграмма:

«Поп младенца окрестил
(Комсомолец приносил!).
Стены церкви устояли,

Хоть и диво велико:
Комсомольца не видали
Лет уж двести или сто!»

Как думаете, что ожидало комсомольца Г. Садакова после такого публичного порицания в Пермском университете?

В ВЛКСМ состояла практически вся молодежь, в КПСС миллионы человек. Если это не запрет крестить детей для значительной части населения страны, тогда что это?

Другой вопрос, что негласный запрет на посещение церкви далеко не все и не всегда соблюдали.

Источник

Оцените статью